В 65-ю годовщину Великой Победы, 9 мая 2010 года, на станции Петрокрепость Октябрьской магистрали состоялось торжественное открытие обелиска, который увековечил имена железнодорожников, обслуживающих первый паровоз, доставивший из Ленинграда на Большую землю отлитые стволы орудий.

Станция Петрокрепость одно из самых памятных и героических мест для железнодорожников Октябрьской дороги. Именно отсюда 7 февраля 1943 года в изнурённый, но не сломленный Ленинград пришёл первый поезд с продовольствием для жителей города. В это же день на станции встречали состав, который вёз на Большую землю отлитые стволы орудий. Паровоз ЭМ – 721 -83 обслуживали несколько паровозных бригад: машинисты, помощники машинистов и кочегары, всего 8 человек.

Как сообщили корреспонденту 47News в пресс-службе ОЖД, в день 65 – ой годовщины Победы в Великой отечественной войне начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов, председатель Дорпрофсож Владимир Белозёров, председатель совета ветеранов Управления дороги Павел Марков открыли обелиск, на котором увековечены имена героических паровозных бригад.

«Дорога Победы железнодорожникам далась не просто, не даром её называли «коридором смерти». Ваш, героизм, любовь к родине и умение принимать не простые решения позволили перевезти по железнодорожной части «Дороги жизни» более 4,5 млн. грузов продовольствия и боеприпасов. Сегодня, мы ваши дети, внуки и правнуки пришли, что бы отдать долг павшим и славить ныне здравствующих», - сказал, обращаясь к ветеранам Виктор Степов.

На станции Петрокрепость участники торжественного мероприятия провели митинг. Со словами благодарности за неоценимый вклад в дело Великой Победы к ветеранам железнодорожникам обратились председатель Дорпрофсож Владимир Белозёров, председатель совета ветеранов Управления дороги Павел Марков, начальник Санкт-Петербургского отделения дороги Игорь Наталенко а так же глава администрации муниципального округа «Морозовское поселение» Ольга Зарецкая. Руководство дороги, ветераны и молодёжь магистрали возложили венки и цветы к мемориалу на станции Петрокрепость – стеле «Стальной путь», памятнику-паровозу и вновь открывшемуся обелиску.

По давно сложившейся традиции делегация железнодорожников во главе с начальником дороги Виктором Степовым приняла участие в праздничных мероприятиях на станции Ладожское озеро, где совместно с администрацией поселкового объединения Рахья поздравили ветеранов с 65- ой годовщиной Победы. На Кургане Славы ветераны железнодорожники вместе с автодорожниками и моряками почтили память всех кто погиб на «Дороге жизни». В честь великого праздника прозвучал оружейный салют, а в заключение на воды Ладожского озера был спущен венок в память о погибших героях, обслуживающих и строивших «Дорогу Жизни».

«Дорога Жизни – Дорога Победы» сыграла решающую роль в поддержке блокадного Ленинграде и в прорыве блокадного кольца. Вклад железнодорожников огромен, 90 % процентов грузов было доставлено в осаждённый город именно железнодорожным транспортом.

Станция Петрокрепость (с 1928 – 1952 гг. Шлиссельбург) - одно из самых памятных мест для железнодорожников. За 17 дней была построена железная дорога от станции Шлиссельбург до станции Поляны, протяжённостью 33 км. За всё время существования дороги, она постоянно подвергалась артобстрелам со стороны врага, 1200 была серьёзно повреждена. Ценой своих жизней железнодорожники вели днём восстановительные, что бы в ночное время дорога могла полноценно функционировать.

Первый поезд с продовольствием пришёл в Ленинград 7 февраля 1943 года. Из города на Большую землю с первым паровозом пришёл состав с отлитыми стволами орудий для фронта.

Первый паровоз, который прошёл по участку Шлиссельбург – Поляны был изготовлен в 1932 году в городе Брянске. Работники паровозных бригад, машинисты А.А. Петров, И.А. Волков, помощники машинистов Н.С. Серябряков, А.А. Дубровский, А.Ф. Путренко, кочегары А.И. Цыганков, С.И. Константинов, П.И. Ошев, не только работали на паровозе, но состав на время войны стал их домом. Сменяя друг друга, паровозные бригады жили, в следовавшем за паровозом турном вагоне.

Во время наступления фашистских войск 8 сентября 1941 года станция Шлиссельбург была полностью сожжена. Новое здание станции было отстроено к 50-летию Победы, когда станция уже носила название Петрокрепость, В это же время 15 лет назад на втором этаже станционного здания расположился музей «Дорога Жизни – Дорога Победы». В 1972 году там была установлена стела «Стальной путь», а в 1975 году паровоз.