Резкое повышение оплаты жилищно-коммунальных услуг в Ленинградской области породило массу встревоженных откликов от жителей. В областном комитете по тарифам знают ответ на злободневный вопрос - виной резкого увеличения стоимости ЖКХ плохая работа муниципальной власти с населением. Мол, и сами не поняли нововведение в законодательстве, и людям не разъяснили. Впрочем, власти Ленобласти заявляют: тарифы как таковые снижаться не будут. И предлагают муниципалам исправлять ситуацию с помощью дотаций населению из своих бюджетов.
Как пояснил корреспонденту 47News председатель комитета Павел Березовский, в России существует трехуровневая система установления тарифов. Во-первых, предельный индекс роста тарифов для субъекта устанавливает Федеральная служба по тарифам, на 2010 года для Ленобласти - это 10,5%. После чего, на уровне субъектов принимаются тарифы для ресурсоснабжающих организаций. "В целом, по области рост тарифов на производство именно тепловой энергии в рамках 10,5%. Мы его не превысили", - уверяет Березовский. Третий уровень - муниципальный. Именно здесь, по мнению, Павла Березовского, и произошла заминка. С нового года по 185-ФЗ "О Фонде содействию и реформированию ЖКХ" муниципальным образованиям запрещено дотировать предприятиях ЖКХ, как они это делали раньше, распределяя свой бюджет. Таким образом, муниципалитеты эти дотационные расходы на ЖКХ переложили на кошельки населения. "Условно говоря, бюджет составляет 100 рублей, депутаты договаривались, что из этих 100 рублей, 50 рублей будут платить предприятию ЖКХ, выравнивая разницу в тарифах. Что произошло с нового года? 185-ФЗ говорит, что с 1 января 2010 года предоставление субсидий организациям жилищно-коммунального комплекса в муниципальных образованиях запрещено. Это означает, что фактически все получатели коммунальных услуг должны оплачивать 100% этих услуг. Но когда депутаты прочитали 185 закон, они подошли формально к его выполнению, перекинув все расходы по ЖКХ на население", - рассказывает глава комитета по тарифам.
Кроме того, отметим, что 185-й закон необходим местным властям для участия в программах по переселению из аварийного жилья и капитальному ремонту домов. В случае, если власти не выполняют условий закона, в том числе 100% оплаты коммунальных услуг, то они не попадают в эти выгодные программы. "Депутаты стали верстать свой бюджет - в прошлом году они отдавали дотации предприятию ЖКХ, в этом году закон это запрещает. И в результате кто-то направил эти "высвободившиеся" средства на заработную плату, кто-то дорожки замостил, кто-то еще какие-то вопросы в поселении решил. Но закон говорит о том, что нельзя дотировать предприятия коммунального хозяйства, но не говорит о том, что нельзя дотировать население", - поясняет Павел Березовский.
По его словам, депутаты, приняв решение, о переводе населения на 100% оплату коммунальных услуг, должны были принять и решение о порядке дотирования или поддержки малоимущих слоев населения (или любых других категорий населения на усмотрение местных властей), и эти же "условные 50 рублей", которые в предыдущие годы они направляли предприятиям ЖКХ, направить населению. "Это укладывается в рамки 185-ФЗ. Мы перестаем дотировать предприятия ЖКХ, но поддерживаем жителей. Фактически та же самая монетизация, что произошла со льготами. Но когда проходила монетизация - переход на 100-процентную оплату услуг был довольно четко отработан органами соцзащиты, показаны механизмы, а здесь так не получилась", - считает глава комитета по тарифам. К тому же, в областном правительстве не исключают, что заминкой в этом процессе послужили и октябрьские муниципальные выборы. Мол, бывшие депутаты могли попросту не обратить внимание на новшества в законе, а новые не успели разобраться.
Кое-где произошли и совсем казусные ситуации. В домах двух поселений Лужского района, к примеру, с нового года власти установили приборы учета на теплоэнергию. В результате население получило огромные счета, потому как получилась двойная накладка - переход на 100% оплату услуг ЖКХ и оплата за фактическое потребление теплоэнергии, которое в январе и феврале максимальное. "Конечно, надо было объяснять людям, что с октября по апрель они будут платить больше, а в летние месяцы вообще платить не будут. Но это "информационное поле" не было нормально отработано. Мы посчитали, что по факту, при установке приборов учета, платеж населения в среднем в год получается меньше на 30-40%. Но об этом нужно было рассказать. Половина поступающих жалоб - из-за плохой работы с жителями поселений", - считает Павел Березовский.
"Кроме местных властей ситуацию никто не исправит", - уверяет Березовский. По данным комитета по тарифам, урегулировать ситуацию с высокой оплатой коммунальных услуг можно в течение месяца, после того, как депутаты муниципальных образований примут решение на своем заседании о мерах по поддержках (дотации) населения. "К примеру, власти Сланцевского района говорят нам, что если сегодня депутатский корпус собирается и принимает решение о мерах соцподдержки населения, то исправить ситуацию можно будет в течение двух недель. Списки тех, кто будет дотироваться, они уже составили, понятен механизм, но надо, чтобы решение приняли депутаты. Это минимальное время, на мой взгляд, в которое можно разрешить вопрос с завышенной оплатой", - рассказал Павел Березовский.
Решение о фиксированном росте тарифов принял губернатор Ленобласти Валерий Сердюков. По прямому указанию главы региона был подписан приказ о том, что индекс роста размера платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области в 2010 году не должен превышать 15%. Впрочем, многие эксперты считают это заявление несколько популистским. Логика экспертов понятна: распоряжение губернатора появилось сразу после того, как пошли жалобы на рост тарифов в "новоиспеченном" блоге губернатора. У многих сложилось тогда впечатление, что эта была импульсивная реакция главы региона, основанная не на расчетах профильных ведомств, а на желании как-то отреагировать на бурный поток жалоб населения, который неожиданно, минуя обычные барьеры, обрушился на губернатора.
Отметим, что по данным комитета по тарифам Ленобласти, рассчитанные ранее предельные максимальные тарифы были следующие: на 25% могло быть выше теплоснабжение, также 25% по электроэнергии, на 26% - газ, на 16% - вода и стоки, на 15% - вывоз ТБО. Но - это предельные тарифы. По факту же муниципалы высчитывали размеры оплаты населением услуг ЖКХ, исходя из других цифр, которые образовались после того, как ФСТ установила субъекту уровень в 10,5%. В частности, в среднем по области стоимость производства теплоэнергии увеличилась на 10,5%, электроэнергии на 2,3%, газа на 26-30%, вода и стоки на 14-15%, вывоз ТБО на 12%. "Распоряжение губернатора о росте тарифов не выше 15% будет работать, потому что фактическая стоимость производства ресурсов у нас в Ленобласти изменилась. Основные платежи для населения - тепловая энергия и электроэнергия - это львиная доля от общего платежа. И производство этих двух ресурсов в Ленобласти выросло на 10 и на 2 процента, соответственно", - отмечает Березовский.
Впрочем, в профильных комитетах областного правительства заявляют: уменьшения тарифов не будет, потому как стоимость производства услуг не снизить. Возможно только снижение оплаты услуг для населения. Компенсация оплаты за коммунальные услуги, как выяснилось, не новшество для поселений Ленобласти. По словам Павла Березовского, в некоторых поселениях области такая система работает уже с прошлого года. К лидерам в комитете относят Кировский, Гатчинский и Кингисеппский районы. А вот больше всего жалоб от населения поступало из Луги и Сланцев.
Что касается механизмов поддержки населения, что является в сложившейся ситуации единственным вариантом снижения оплаты услуг ЖКХ, то в некоторых районах они уже работают. К примеру, по словам Березовского, в Лужском районе разработали электронные карты для населения, на которые из бюджета перечисляются определенные суммы, и с помощью которых люди рассчитываются на коммунальные услуги. В Новосельском сельском поселении Сланцевского района, например, эти дотации из бюджета идут через отделение почты на лицевые счета потребителей. Однако, власти одновременно с этим попытались простимулировать жителей - "поддерживающие" суммы они перечисляют только в случае, если у жителей нет долгов по оплате ЖКХ. "Механизм может быть любой: выпустить социальные карты, которыми можно рассчитаться только за коммунальные услуги, пересмотреть уровень предельных затрат семьи в совокупном доходе и упростить механизм получения субсидий через органы соцзащиты, вплоть до того, чтобы адресно прописать дотацию на Иванова, Петрова, Сидорова. Все эти варианты - на усмотрение глав поселений и депутатов", - поясняет глава областного комитета по тарифам.
Людмила Петрова, 47News
А насколько реально выросли тарифы в вашем районе, в вашей семье? Предпринимают ли местные власти какие-либо меры по исполнению распоряжения губернатора? Редакция «47News» предлагает читателям обсудить эти вопросы на нашем форуме.