На выходных в Рощине прошел VI международный фестиваль национальных традиций, культур и ремесел "Мировая деревня". На этот раз его тема - молодежные игры и забавы, пишут «Санкт-Петербургские Ведомости».


Это были настоящие гулянья: выступления фольклорных коллективов, ярмарка,кулачные поединки, игры, хороводы и многое еще.

Перед открытием фестиваля глава рощинской администрации Александр Курганский рассказал в библиотеке дома культуры о том, как к празднику готовились.


- Фестиваль совпал с днем поселка Рощино, так что этот праздник мы постарались сделать особенным. Хотя недавние пожары отняли много средств... Культура не может быть самоокупаемой, но ее развитие необходимо. Хотя, по правде говоря, я общаюсь с жителями поселка, и нельзя сказать, чтобы они, а особенно молодежь, были очень заинтересованы фестивалем. Им ближе дискотеки... Но это не значит, что мы не продолжим нужное дело.


На фестиваль приехало несколько десятков коллективов. Среди них не только принадлежащие различным учреждениям, но и самостоятельные. Например, ансамбль "Зеленая роза" - семейный, состоит из голосис-той матери и пятерых детей. Узнали о фестивале - решили поучаствовать. Земля слухами полнится, как издревле на Руси. С подготовкой площадки тоже все по-народному. Например, чтобы не брать напрокат сцену, решили соорудить собственную, одну на три поселка. Рощинцы оплачивали конструкцию, село Полянское - нижнюю часть, а Первомайское - покрытие.


Праздник развернулся на стадионе в центре поселения. За длинными деревянными прилавками торговали мастера народных промыслов со всей России. Самая густая толпа собралась у поделок из березовой коры. Здесь - шкатулки всевозможных размеров, заколки, салфетницы, украшенные удивительными узорами.


- Это древний сибирский промысел, - рассказала Вероника Добрякова из Томска, которая всем этим чудом торговала. - В нашем районе растет особый вид березы, кора которой более гладкая, подходит для таких изделий. Вот в похожих туесах, - показывает она на сосуд цилиндрической формы, - хранили ягоды, молоко. Наша томская береста - самая лучшая, в Новгороде и на Урале она тоньше.


Неподалеку разместились рукодельницы из Токсова с вязаными салфеточками, лоскутными одеялами, вышитыми нарядами. Торговала ими Татьяна Антонова, бывший преподаватель. Она уверена, что рукоделие успокаивает душу и делает человека лучше. Кроме того, она и ее подруги копируют старинные орнаменты, характерные именно для Ленинградской области. Вот, например, красный петушок на свадебном полотенце означает пожелание добра. Он - символ счастья и плодовитости. Красный - цвет жизни. Обработка ниткой этого цвета швов и краев платья тоже имеет свой смысл. Это обереги: разрозненные куски ткани непременно надо соединить.


Пока активно шла торговля, на сцене неподалеку начались песни и пляски. Исполнялось не что-то там, а древние народные песни, сохранившиеся в сборниках, архивах и в памяти редких бабушек, жительниц отдаленных деревень. Например, фольклорный ансамбль Воронежского государственного университета "Терем" спел "По Дону, по Доночку" и "Ты взойди, красно солнышко" из знаменитых "песенных" сел Афанасевка и Большебыково. Эти "хиты" есть в сборниках фольклора.


Филологи воронежского университета, в том числе и руководитель "Терема" Галина Христова, каждый год уезжают в экспедиции за новыми песнями и сказаниями.


- И в девятнадцатом веке, - рассуждает филолог, одетая в цветастую юбку с замысловатыми узорами, - и в начале двадцатого, и в шестидесятые годы двадцатого века исследователи говорили: русская деревня умирает. Нет больше старинных традиций, молодых интересует только новомодное. Да ничего подобного. Один попадет в деревню - и ничего не увидит. А другой приедет туда же - и привезет настоящие сокровища: описания обрядов, записи песен. Надо знать, как их достать.


А ведь многое в репертуаре "Терема" - недавние находки студентов и преподавателей воронежского университета. Вот, например, "Спасибо хозяину, спасибо богатому..." Галина Христова записывала в этом году в селе Солдатское Острогожского района. Ее исполнил хор бабушек аж в семь человек - настоящая удача для исследователя. Там, между прочим, поется, что хозяйка наварила много пива. А хороводную "У нас на горе" из Краснофлотского (бывшего Богоявленского) в исполнении четырех бабушек записали студенты.


По словам организаторов, ниша фестиваля "Мировая деревня" - этнографический фольклор. Хотя и другим гостям рады. Вот, например, после того как отзвучало многоголосье старых русских песен, на стадионе выступили узбекские канатоходцы. На высоте пятнадцать метров под оглушительный бой барабанов. Да и пожалуйста! Тем более что узбекский плов, который готовили наши восточные гости, зрителям понравился.