ОАО «РЖД» реализует программу по предотвращению случаев безбилетного проездах пригородного сообщения. В рамках этой акции запускается информационно-разъяснительная кампания, направленная на сокращение случаев безбилетного проезда в поездах пригородного сообщения Московской и Октябрьской железных дорог.

Как сообщает пресс-служба ведомства, информационные носители появятся на вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга, в пригородных поездах и на платформах Московской и Октябрьской железных дороги, на станциях метро, расположенных в сторону выхода к вокзалам, ряде автобусов Москвы и на других носителях.

Безбилетный проезд – одна из основных проблем в пригородном железнодорожном сообщении. Ежегодно пассажиры совершают порядка 1,2 млрд. поездок пригородными поездами в год. По оценкам специалистов Департамента пассажирских сообщений компании, в пригородных поездах ежедневно проезжает около 30-40% безбилетных пассажиров.

Информационно-разъяснительная кампания рассчитана на формирование у пассажиров пригородных поездов ответственной социальной позиции в вопросе оплаты проезда. Визуальный ряд раскрывает структуру расходов ОАО «РЖД» в сфере обеспечения функционирования пригородных поездов. Так, пассажирам будет наглядно показано, какая именно часть средств, потраченная ими на оплату билета, идет на каждую статью расходов:

  • содержание платформ – 14%;

  • управление движением – 11%;

  • обслуживание путей и формирование составов – 15%;

  • обслуживание контактной сети – 5%;

  • техническое обслуживание и ремонт подвижного состава – 10%;

  • капитальный ремонт подвижного состава – 24%;

  • обновление подвижного состава – 6%;

  • оплата труда – 8%;

  • расходы на электроэнергию – 7%.

Как отмечают в ОАО "РЖД", пассажирские перевозки в пригородном сообщении являются убыточным видом деятельности, поддерживаемым перекрестным субсидированием за счет финансового результата ОАО «РЖД». По итогам 2007 года убыток составил 27,7 млрд. рублей, в 2008 году – 34,8 млрд. рублей.

Для борьбы с безбилетным проездом в поездах пригородного сообщения на железных дорогах России с 1999 года внедряется Автоматизированная система оплаты, контроля и учета проезда в пригородном сообщении (АСОКУПЭ) с применением автоматических турникетных линий. Их функционирование препятствует безбилетному проезду, дает возможность автоматизированного сбора и передачи достоверной информации, например, о фактических пассажиропотоках или денежной выручке. В настоящее время 146 объектов ОАО «РЖД» оснащены АСОКУПЭ. В 2008 году АСОКУПЭ были установлены на 13 вокзалах и станциях на Московской, Октябрьской и Юго-Восточной железной дороге. В течение 2009 – 2011 года Автоматизированную систему оплаты, контроля и учета проезда в пригородном сообщении планируется установить на 116 вокзалах и станциях девяти дорог.

Также компания ввела практику продажи билетов в пути следования пригородных поездов разъездными билетными кассирами. Так, в 2008 году разъездными билетными кассирами было оформлено более 118 млн. билетов, в 2007 году – 104,4 млн. В первом полугодии 2009 года в поездах оформлено свыше 54,3 млн. билетов.