Свыше 60 лет корабли в Приморске стояли на минах. Об этом в интервью радио «Свобода» рассказал научный руководитель проекта "Тайны затонувших кораблей" Андрей Лукошков. По его словам, в 1944 году при отступлении финская армия минировала причалы. А вывезли эти боеприпасы только в прошлом году.


Однако проект "Тайны затонувших кораблей" касается, как следует из названия, не боеприпасов – хотя с ними тоже приходится сталкиваться, - а тех судов, которые покоятся на дне Финского залива, Ладоги, Чудского озера, Онеги. По словам Лукошкова, проект направлен на выявление кораблей или других объектов, которые лежат на дне акватории нашего региона. Поскольку происходят поиски, обследование, изучение, съемки фильмов, народу в «Тайнах» работает довольно много, около 60 человек. В проекте участвуют квалифицированные специалисты: например, рекордсмены России по глубоководным погружениям Игорь Галайда и Роман Прохоров. Поэтому для экспедиций доступны и те корабли, которые лежат на глубине 50-60 метров метров. Хотя, разумеется, есть корабли, лежащие на меньших глубинах, - даже на глубине 15 метров.


Лукошков рассказал, что база данных, составленная по архивным материалам, включает около 10 тысяч объектов, и это, скорее всего, процентов 25 того, что лежит на дне водоемов на самом деле. «Каждый раз, выходя искать тот или иной объект, который мы хотим найти, мы находим дополнительно еще объекты. К сожалению, находя объекты на дне в большом количестве, мы не успеваем все обследовать. В лучшем случае 30% найденного нами обследуется. Сейчас у нас открыт официальный сайт , и там есть интерактивная карта и шесть каталогов, где указаны найденные, обследованные и модифицированные объекты. Таковых на сегодняшний момент примерно 150 единиц. Но еще примерно 100-120 у нас найдено, но не обследовано. В этом сезоне мы нашли уже порядка 40 штук. Я думаю, что мы сумеем обследовать не больше 15. А многие из этих кораблей представляют большой интерес и с точки зрения науки, и с точки зрения истории», - заявил руководитель проекта.


Следы истории


По словам Лукошкова, на дне водоемов Северо-Запада хранится практически вся история Северной Европы за полторы тысячи лет. Дело в том, что здесь проходил древнейший торговый путь из Балтики на Каспий, от него были ответвления и на Белое море, и на Черное море – путь «из варяг в греки». Но главное – этот путь был на Каспий. И за полторы тысячи лет этого древнейшего торгового пути здесь погибли корабли, представляющие всю историю Европы.


Лукошков рассказал, что около семи лет тому назад финские подводники обнаружили остов датского корабля «Фру Мария», который погиб в 1771 году. Он знаменит тем, что вез в Петербург купленную в Голландии коллекцию Геррита Браамкампа. Купила ее Екатерина II для Эрмитажа. По словам Лукошкова, ценная коллекция должна находиться в хорошей сохранности, так как картины были упакованы в свинцовые пеналы, а свинцовые пеналы еще погружены в бочонки, залитые воском. До сих пор вопрос о правах собственности на это имущество не решен. Министерство культуры и Эрмитаж предпринимают все усилия, чтобы заявить права собственности России и, в частности, Эрмитажа на эти вещи, поскольку сохранились все документы, доказывающие, что груз принадлежит правительству России. По словам Лукошкова, в 1771 году было специальное соглашение между Россией и Швецией о том, что юрисдикция страны на корабли, погибшие у берегов того или иного государства под флагом другой страны сохраняется. Сегодня, к сожалению, такого закона не существует, по крайней мере, на территории Балтийского моря. МИД России предлагал такое законодательство принять, но все балтийские страны отнеслись к этому негативно. Министры Эстонии, к примеру, заявили, что это было бы правильно сделать, но Россия не готова к принятию такого закона.


«Мы очень гордимся находкой 57-пушечного парусно-винтового российского фрегата «Олег». Он не очень древний, но он уникален по своей сохранности. Это самый большой деревянный корабль, стоящий на дне Балтийского моря. 92 метра длиной. Шесть палуб. И он целиком сохранился. Можно проникнуть практически до складов, где лежит все это имущество корабельное, и там оружейные комнаты, и каюта офицеров, кают-компания. Может быть, корабль не старинный, но богатый и представляющий уникальный совершенно памятник», - рассказал руководитель проекта. Также экспедиции проекта нашли яхту королевского штаба Густава III - шведский корабль «Аврора». Он погиб в Выборгском сражении. Специалисты провели детальное обследование судна, обмеры, сделали разметку и фотомонтаж яхты.


Они похоронены в Ладоге


Кроме старинных, есть и современные суда – и не только суда. За годы войны (здесь четыре года шли боевые действия) в Финском заливе и Ладоге погибло около тысячи кораблей (советских, немецких, финских). На дне залива и озера лежат и как минимум три тысячи самолетов, среди которых были, естественно, бомбардировщики. Часть находок до сих пор опасна. Лукошков сообщил, что среди надежно идентифицированных находок этого года есть, в частности, железнодорожная баржа-паром, которая была потоплена немецкой авиацией в 1942 году. На ней находилось 10 вагонов с грузами для блокадного Ленинграда. Он также назвал еще один объект: самолет Ли-2, который был сбит немецкой авиацией. На нем погибло 45 ленинградских детишек, которых вывозили из блокады в ноябре 1941 года.


Главное - идентифицировать


"Поиск корабля и обнаружение – это не больше 10% от времени на эти работы. Потом очень большая проблема в идентификации. У нас довольно много находок и, думаю, будет еще больше в этом году. Сейчас мы занимаемся обследованием и идентификацией некоторых вещей, которые могут быть очень интересными. Я имею в виду, что это могут быть древние корабли, представляющие достаточно большую ценность", - заявил Лукошков.


На поверхности оказывается немного


«Мы почти ничего не поднимаем - только в тех случаях, когда археологи из Института истории материальной культуры или Института истории археологии в Москве каким-то кораблем интересуются и проводятся специальные работы с их участием для того, чтобы что-то поднять, - рассказал Андрей Лукошков. - Но в этом случае все объекты поступают к археологам, которые их изучают. Поднимая объекты, мы вынуждены заниматься их реставрацией, консервацией, а это очень дорогостоящие работы. Как правило, у археологов денег нет, поэтому приходится оплачивать нашим спонсорам, которые финансируют наши работы. Генеральный наш спонсор – компания «Газпром». Поэтому мы каждый раз стараемся как можно меньше поднимать, чтобы не вводить компанию в лишние расходы».

На одном из кораблей, погибшем в Выборгском сражении и очень хорошо сохранившемся, в кормовой каюте нашли большую коллекцию оружия и коллекцию предметов быта, в том числе и китайский фарфор XVIII века. Это первая подобная находка в России, считает Лукошков. После окончания изучения эти предметы могут попасть в коллекцию Петергофского музея, который весьма заинтересован в ее приобретении.


Поднять, по словам руководителя проекта, можно многие корабли: технологии это позволяют. Проблема только в том, что, подняв такой корабль, потом 20 лет нужно будет его консервировать. И расходы на подъем составляют, по мнению Лукошкова, не более 5% от затрат на музеефикацию. По оценкам специалистов Военно-морских сил, подъем стоит 200 долларов за тонну груза.


Туристы уходят на дно


Руководитель проекта «Тайны затонувших кораблей» предлагал правительству Ленинградской области сделать специальную программу подводного туризма, рэк-дайвинга. Это очень популярное во всем мире занятие: люди приезжают и ныряют на затонувшие суда. В России, по данным Лукошкова, такой сегмент рынка совершенно не освоен. Пока сведений о том, что такой вид туризма в областном правительстве рассматривают, нет.


Здесь будет музей подводной археологии?


Только за последнее десятилетие на Северо-Западе России были найдены десятки уникальных исторических памятников, как на берегах Балтийского моря, так и в его акватории. Но, по мнению кандидата исторических наук, руководителя Санкт-Петербургской археологической экспедиции Петра Сорокина, в России работа эта только начинается.


По словам Сорокина, в целом Россия несколько отстает от соседних стран Балтийского региона по изученности подводно-археологических объектов. Естественно, это связано и с экономическими причинами. Сорокин сообщил, что для подобных экспедиций изначально недоставало законодательной базы. Сейчас в новом законе об охране объектов культурного наследия упоминаются затонувшие суда.


В настоящее время цель археологов - это выявление и первоначальное обследование затонувших судов с тем, чтобы поставить их на государственный учет в качестве памятников истории культуры. Прецедент такой был создан в 1998 году: на госохрану были поставлены первые пять судов. Однако число охраняемых кораблей растет медленно. Многие из этих судов грабят аквалангисты-любители, различные непрофессиональные клубы, корабли уничтожаются во время дноуглубительных работ, при строительстве портов. Самое главное - это сохранение всего этого подводно-археологического наследия. Одна из главных целей - открытие в Петербурге постоянно действующей экспозиции по морской археологии. Материалов для такой первоначальной экспозиции уже более чем достаточно.


47News