У России новая цель — к 2030 году восстановить тысячу старинных усадеб и заводов. Сейчас они лежат в руинах и ждут инвесторов. Инвесторы ждут поддержки государства. Государство ждет предложений. А банки предлагают ничего не ждать и оформлять льготные кредиты.

Заинтересованные стороны обсудили в Выборге, как сохранить культурное наследие, не потеряв деньги.

Чем помочь меценату

Работа по поиску мер поддержки инвесторов началась по распоряжению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. В результате у правительства появилась инициатива организовать встречу всех заинтересованных сторон в Выборге.

Местом встречи стал парк Монрепо, который до недавних пор представлял собой классический пример почти уничтоженного исторического памятника. После шести лет реставрации удалось восстановить чудом сохранившиеся деревянные здания, ландшафтный парк и даже воссоздать плодовый топиарий — единственный сейчас в России. Где и обсуждать новое поручение президента России, который хочет к 2030 году увидеть тысячу восстановленных объектов, как не здесь.

Вел беседу с потенциальными инвесторами Владимир Цой, заместитель председателя правительства Ленобласти, который одновременно занимает должность председателя Комитета по сохранению культурного наследия. Тема ему близка: в прошлом Цой, искусствовед и историк, руководил Выборгским музеем-заповедником и занимался, в частности, реставрацией заброшенных Часовой башни и Башни Ратуши. Однако эти работы финансировало государство — в то время как абсолютное большинство культурных объектов в Ленобласти ждут прежде всего частных инвесторов. Чтобы их привлечь, нужно предложить реальные меры поддержки. А чтобы эти меры выработать, надо услышать предложения от меценатов и предпринимателей и согласовать их с юридическими реалиями России.

"У нас есть некий джентльменский набор, который повторяется во всех регионах, — это льготные арендные ставки, выкупы за 1 рубль и так далее. Есть еще совершенно мертвый инструмент — возможность компенсации части расходов на восстановление объектов культурного наследия. За ней все эти годы никто не обратился, — говорил Владимир Цой. — И я прекрасно понимаю, почему: мы сделали ровно так, как обязаны были по закону сделать, то есть прописали в условиях получения компенсации требование пройти строительную госэкспертизу. Это практически нереально. Если мы сейчас с вами на встрече поймем, как можно трансформировать уже имеющиеся меры или придумаем что-то новое, то принципиально, политически готовы делать шаги навстречу в рамках существующего законодательства".

"Зеленый коридор" и льготные кредиты

Предложенные меры поддержки были ожидаемы: установить особый тариф на электроэнергию, снизить или отменить налог на землю — по крайней мере, на то время, пока идут восстановительные работы. Это логичный шаг по многим причинам, сказал директор Ассоциации владельцев исторических усадеб России Виссарион Алявдин. Во-первых, земля под разрушенным памятником архитектуры все равно не приносит никакого дохода. Стратегически неверно тут же возлагать обременение на инвестора, который как раз пытается сделать эту территорию прибыльной. Во-вторых, объекты культурного значения федерального уровня не платят налог на землю — а значит, стоит отменить его и на уровне региона.

113.png

Фото - Галина Чернецкая, отдел по связям с общественностью музея-заповедника "Парк Монрепо"

"Нужен "зеленый коридор" для инвестора, — полагает Виссарион Алявдин. — Он готов взять руины и привести их в порядок в соответствии с нашим законодательством. Государство в ответ может способствовать чем может: например, строительство дорог к усадьбе не откладывать на неопределенный срок и так далее".

Идею с тарифами Владимир Цой назвал нереалистичной, зато пообещал поработать с ценами на подключение. Он привел в пример музей-усадьбу Рериха в Изваре, где после реставрации потребовалось увеличить энергопотребление. За подключение к сетям государственному учреждению пришлось заплатить 36 млн рублей. Для частного инвестора такая сумма будет и вовсе неподъемной, поэтому в Ленобласти может появиться программа по компенсации части расходов на техприсоединение для восстанавливаемых объектов культурного наследия.

Большой интерес вызвала у участников встречи программа льготного кредитования, разработанная по инициативе ДОМ.РФ совместно со Сбербанком. Чтобы рассчитывать на получение кредита по ставке от 9% годовых, нужно быть собственником объекта культурного наследия, который находится в неудовлетворительном состоянии. Сумма — от 5 млн рублей, льготная ставка действует 18 месяцев, если кредит брали на проектирование, и до 5 лет, если цель займа — восстановительные работы.

"Мне кажется, это очень интересный вариант, — говорит Сергей Бомбусов, сооснователь и партнер восстановления фабрики Матти Пиетинена в Выборге. — Впереди у нас полгода проектирования, а в марте, когда начнётся строительство, планируем воспользоваться этой мерой. Кроме того, мы будем в любом случае взаимодействовать по линии креативных индустрий и Ростуризма, чтобы получить всю возможную поддержку для нашего проекта, поскольку "Фабрика Матти" включает в себя социальные, общественные и музейные пространства".

Из инвесторов в меценаты

Бомбусов и его деловой партнер, предприниматель из Выборга Никита Малороссиянцев, выкупили разрушающееся здание 1899 года постройки в этом году. До этого оно пустовало 15 лет. План предпринимателей — сделать из старинной фабрики общественное пространство по образцу петербургских Севкабеля и Брусницына. Резидентами станут представители выборгского бизнеса. Внутри откроются гостиница, шоу-румы местных производителей, молодежные кофейни, гастрономический корнер и так далее. При этом зданию собираются вернуть первоначальный исторический вид, который оно утратило за 125 лет существования.

Первые резиденты въедут на "Фабрику Матти" в 2027 году. Недавно проект успешно прошел градостроительный совет, получив минимум замечаний. По словам инвестора, власти Выборга и Ленобласти оказывают всю возможную поддержку, поскольку заинтересованы в восстановлении одной из главных городских достопримечательностей и вовлечении ее в экономический оборот.

Еще один объект культурного наследия в Ленинградской области, который вскоре может восстать из руин, — усадьба Штакеншнейдера в поселке Мыза-Ивановка. Об этом рассказала председатель Российской ассоциации реставраторов, заместитель председателя ЛОО ВОО "ВООПИиК" Татьяна Черняева. Два предпринимателя, которые занялись возрождением памятника архитектуры, так прониклись историей места, что ориентируются уже не только на бизнес-проект.

"Понимаете, есть разница в мотивации. Очень часто люди начинают восстанавливать объекты культурного наследия, потому что хотят открыть там, например, гостиницу и получать прибыль. А потом работа идет — и они вдруг понимают, что хотят в первую очередь не прибыли, а оставить что-то после себя потомкам. Это подход уже не инвестора, а мецената. Это не со всеми происходит, но случается довольно часто", — объяснила Татьяна Черняева.

Она полагает, что восстановление тысячи исторических объектов к 2030 году в России — амбициозная задача, с которой сложно, но возможно будет справиться. Но не так важно даже выполнение этого пятилетнего плана само по себе, как появление мер господдержки, особых программ, которые со временем будут развиваться. А это, в свою очередь, увеличит количество людей, готовых заниматься возрождением заброшенных усадеб, фабрик, исторических домов. В этом случае сохранение культурного наследия страны действительно перестанет быть проблемой.