По данным председателя комитета по строительству Ленинградской области Олега Алимпиева, в текущем году в области введено в строй лишь 106 тысяч кв. м жилья, что составляет шестую часть от запланированного годового объема -- 650 тысяч кв. м. На будущий год в рамках национального проекта "Доступное жилье" власти пообещали довести объемы строительства до 1 млн кв. м. Для того чтобы реализовать свои планы, правительство Ленобласти учредило строительный консорциум "Жилье". В новую структуру вошли комитеты областного правительства, несколько крупных строительных компаний и производителей стройматериалов, а также инвестиционные компании, пишет "КоммерсантЪ".


В состав частно-государственного консорциума "Жилье" предполагается привлечь несколько десятков строительных, инвестиционных компаний и производителей стройматериалов. Сейчас в консорциум входят ПО "Возрождение", ПО "Ленстройматериалы", "Ленстройдеталь", Кировский домостроительный комбинат, обеспечивающие 50% городского рынка строительных материалов, бетонных смесей и около 40% первичного рынка жилья.


Обязавшись оказывать строителям поддержку, правительство рассчитывает получить гарантированные объемы строительства, необходимые для исполнения нацпроекта "Доступное жилье". По мнению членов консорциума, организация в состоянии не только выполнить президентское задание, но и строить не менее 250 тыс. кв. м жилья в год дополнительно. Сегодня основные инвестиционные потоки проходят в стороне от областных территорий, и администрация готова идти навстречу инвесторам. Например, по инвестиционному договору все расходы, связанные с реконструкцией инженерных сетей, идут в зачет отчислений на инфраструктуру. Тем не менее отношение остальных строителей к консорциуму "Жилье" скорее отрицательное. "В принципе, это объединение по интересам: некоторым интересно лоббировать свои интересы в правительстве и получать участки подешевле. Реальные результаты от такого консорциума получить вряд ли удастся", -- уверен руководитель одной из строительных компаний, приглашенных, но еще не вошедших в консорциум.


Что же мешает городским строителям строить в области? Во-первых, интересных им мест не так уж много. Наибольшим спросом пользуются участки в 60-километровой полосе вокруг города, строить где-нибудь в Подпорожье совсем невыгодно, так как платежеспособные покупатели проживают и работают в основном в Петербурге. "В области строители сталкиваются с проблемами инженерного обеспечения, с желанием муниципальных властей получить свою мзду с объекта на их территории. В итоге строителям выгоднее строить в Петербурге, где высокая цена на землю компенсируется стоимостью квадратного метра и хорошим спросом", -- считает Михаил Бимон, генеральный директор консалтинговой компании "Бизнес. Недвижимость. Консалтинг". Вторая проблема -- согласования. К любому объекту застройщикам приходится собирать около 130 подписей, и если в городе на это уходит несколько месяцев, то в области могут потребоваться годы. "Пока все содействие, о котором заявляют областные власти, оборачивается говорильней. Мы сами находим участки, сами согласовываем их с местными властями, сами строим", -- утверждает Александр Лелин, генеральный директор "Ленстройтреста" (ПО "Ленстройматериалы"). Ну и главная головная боль строителей -- отсутствие инженерных коммуникаций. И если проблемы с подключением к электричеству, воде и газу еще можно как-то решить, хоть и за большие деньги, то проблему строительства новых очистных сооружений практически невозможно решить за счет частных средств. А без канализации дом в эксплуатацию не сдашь.


Впрочем, строители рассчитывают, что необходимость выполнять обязательства по проекту "Доступное жилье" заставит чиновников внимательнее относиться к их нуждам. "На сегодня существует ряд обстоятельств, препятствующих инвестиционной деятельности в Ленобласти. В частности, нередки случаи разночтений Генплана с реальной ситуацией. Однако думаю, что в самые кратчайшие сроки ситуация изменится к лучшему", -- надеется Борис Роговой, генеральный директор ИВИ-93. С ним согласен Вячеслав Засухин, директор по развитию ЗАО "Меликонполар": "Условия работы в настоящее время вполне удовлетворительные, однако существует диспропорция спроса и предложения на участки с подготовленной инфраструктурой. Ситуацию с инженерией необходимо исправлять".