Бывшие обладатели красных дипломов и те, кому обещали грандиозное будущее, часто наблюдают, как их одноклассники-троечники добиваются куда большего, пока они сами ходят на нелюбимую и низкооплачиваемую работу. Нейропсихолог Конопкина пояснила, почему так получается.

Как пишет "Доктор Питер" 19 июня, школьные отличники, которых в младших классах называли вундеркиндами, не всегда могут хорошо устроиться во взрослой жизни. Нейропсихолог Виктория Конопкина рассказала, почему за пятерками в школе иногда следует малооплачиваемая рабоа и неудачи в жизни.

"В современном мире академические знания и высокий IQ — это лишь часть успеха. Не стоит преуменьшать важность гибких навыков (так называемых soft skills), которые помогают детям адаптироваться к изменениям, выстраивать отношения и достигать целей", — объясняет она.

Исследование Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Стэнфордского исследовательского центра показало, что 85% успеха зависит от soft skills и только 15% — от hard skills, то есть технических навыков и знаний.

Конопкина описала несколько причин, почему бывшим отличникам не даются достижения в жизни. Во-первых, они привыкают следовать правилам и шаблонам, привыкли к четким инструкциям. Если перед ними нет готового алгоритма, как это часто и бывает в реальности, то справиться без гибкости и креативности сложно. В школе и университете есть учебный план, структура сочинений, четкие критерии оценок. В жизни человек сталкивается с хаосом и конкуренцией, которые являются большим вызовом для отличников. Отличники даже боятся отойти от правильного сценария: школа, высшее, работа по специальности. Поэтому не задумываются, чего на самом деле хотят. А после сталкиваются с ощущением, что находятся не на своем месте. 

"Все это вовсе не означает, что учиться не нужно, что можно добиться высот и без должного образования. Однако образование всегда нужно дополнять развитием гибких навыков. Это коммуникация, эмоциональный интеллект, критическое и креативное мышление, самоорганизация и стрессоустойчивость", — подчеркивает нейропсихолог.

Во-вторых, у обладателей красных дипломов обычно есть страх ошибок и перфекционизм, которые могут приводить к прокрастинации и выгоранию в ситуациях, где лучше сделать задачу как выйдет, чем сделать идеально. В-третьих, знать о себе дают и проблемы с коммуникацией, слабо развитый эмоциональный интеллект, отсутствие лидерских качеств. Все они не так важны при чтении учебников, однако необходимы при общении с людьми. В-четвертых, вундеркинды привыкли, что ценят их как раз за успеваемость, тогда как в дальнейшем медали и красные дипломы почти ничего не значат. Как и похвала родителей и учителей, которую уже не так легко получить от начальства.