Депутаты предлагают разрешить возводить жильё фермерам на сельхозземле. Власти, близкие к полям, уверены, это лазейка. 47news знает, в какую сторону клонит губернатор.
Концептуальная битва вокруг использования областной земли началась в Законодательном собрании. Поводом стал законопроект, поданный фракцией ЛДПР, и касается вопроса ввода в оборот земли сельскохозяйственного назначений.
Как следует из пояснительной записки, три года как в России действует закон, благодаря которому у крестьянских хозяйств появилась возможность строить жилые дома на землях сельхозназначения. До 1 марта 2022 года это не допускалась.
Здесь заметим, что по российскому законодательству возводить капитальные строения на аграрных территориях было вообще нельзя. Только если у надела вид разрешённого использования "под садоводство". На дачах разрешается отдыхать, выращивать сельхозкультуры для себя, размещать хозпостройки и гаражи, а также строить жилые и садовые дома.
Теперь же крестьянские (фермерские) хозяйства могут строить дома на сельскохозяйственных землях. Ограничения – здание должно быть в единственном экземпляре, высотой не более трёх этажей, а общая площадь не более 500 квадратных метров. К тому же, площадь застройки не более 0,25% от площади участка.
Депутаты напоминают, что регион своим собственным законом может определить муниципальные образования, где не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов. "Федеральный закон написан с целью побудить субъекты вводить в оборот сельхозземли, а не распространять запрет на всю территорию, как это сделано в действующей редакции областного закона", - настаивают они.
В качестве аргументации правильности собственных установок привлекают указ президента. В нём говорится об увеличении к 2030 году объема производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25% по сравнению с уровнем 2021 года.
Заодно вспоминают и царские времена, когда премьер-министр Пётр Столыпин начал многообещающую аграрную реформу. Тогда каждому крестьянину разрешалось выйти из общины со своим наделом, построить на нём усадьбу и затем получить всё в частную собственность.
Уточняя детали, авторы идеи сообщили, что ещё в 2022 году провели переговоры с районными властями. И на данный момент точно известно, что власти Выборгского района хотели бы разрешить строить дома крестьянам и фермерам в Гончаровском, Красносельском, Каменногорском и Светогорском поселениях.
При этом, предусмотрено ограничение, при котором новая норма действует только на земельных участках площадью до 5 Га. Для того, чтобы не допустить раздела наделов, устанавливаются специальные критерии к жилому дому. Главное – нельзя образовать земельный участок из того, где расположено здание, если это приводит к уменьшению площади исходного.
Подходя к очевидному вопросу, а не приведёт ли подобное нарушение к массовой застройке сельхозугодий, в том числе стратегически важных для продовольственной безопасности страны, в пояснительной записке авторы обговаривают следующее. Сельхозземли на территории предлагаемых муниципальных образований не относятся к категории особо ценных продуктивных угодий. Также теоретические риски исключаются из-за введения ограничений по строительству домов – один небольшой дом на большой участок. И – из-за территориальной удаленности муниципальных образований от Санкт-Петербурга.
Не вдаваясь в подробности, депутаты пишут, что из-за текущего состояния дел в законодательстве страдает "Хоспис для крупных кошек "Дом Тигра". В ЛДПР не скрывают своей помощи этому заведению, расположенному в Красносельском сельском поселении. И ссылаются на некие 16 крестьянских хозяйств, которым для бесперебойной работы нужно, чтобы фермер и его рабочие имели возможность проживать на территории хозяйства.
Концептуальные разногласия у авторов законопроекта случились с председателем комиссии по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Василием Рыжковым. Ранее он возглавлял администрацию Волосовского района. На сайте района сказано, что зерновыми культурами занята самая большая площадь в Ленобласти, также первые места у территории по показателям по производству зерна и урожайности.
Собственно, его комиссия на прошлой неделе проголосовала против принятия поправок к законодательству. Притом, на законопроект получено положительное заключение губернатора. В нём он, впрочем, отметил, что нельзя ограничивать площадь земельного участка.
Как рассказал 47news лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев, суть спора заключается в том, не приведёт ли разрешение на постройку домов для фермеров к тому, что этим правом в итоге воспользуются аферисты.
- Мне приводят довод о неком лендлорде, который нарезал земли, а потом сбежал. Это не аргумент. По мне, так надо, наоборот, развивать отдалённые районы, привлекать туда жителей. Речь не о территории возле Петербурга, а о той, куда очередь из желающих переезжать итак не выстраивается. О какой массовой застройке там вообще идет речь, вы попробуйте её организуйте, - прокомментировал он.
Несмотря на положительное заключение губернатора, вице-губернатор по сельскому хозяйству Олег Малащенко настаивает, что законопроект принимать не нужно:
- Я придерживаюсь этой позиции много лет. Мы изучали вопрос и знаем, что фермерам не нужна регистрация домов на участке, а строить им никто не запрещает. К чему приведут подобные изменения? Сегодня разрешат дом фермеру, завтра окажется, что у него дети, потребует построить школы, дороги, медициной обеспечить. Всё это ляжет грузом на государство. И самое главное: когда проходят комиссии по раздаче субсидий на "Ленинградский гектар", не замечаю огромного количества желающих работать на земле.
Председатель комиссии по АПК Василий Рыжков оказался настроен весьма скептически. В беседе с 47news он выразил убежденность, что предлагаемый законопроект – это "просто лазейка, чтобы вывести землю из сельхозоборота под массовое строительство".
- У нас в реестре предприятий АПК около 600 фермерских хозяйств, и что-то никто не просит поменять законодательство. А вот Лебедева целых 16 просят. Мы ведь проверили, из них шесть уже прекратили свою деятельность. Очевидный вопрос, что станет с зарегистрированным домом на ферме, если владелец перестанет быть фермером, или крестьянско-фермерское хозяйство обанкротится? – возмутился собеседник.
- А что станет? – переспросил журналист 47news.
- В дачу он превратится!
- Как раз на глаза попалось объявление, в Испании власти предлагают деньги, чтобы люди, переезжая в отдалённые деревни, не давали им умирать. Не думали ли, что у нас это тоже актуально?
- Кто страну кормить-то будет? У тех, кто скупает земли, своя задача – затем продать подороже.
- Вы настаиваете, что всё пойдёт под стройку, и не даёте даже процента под то, что у кого-то есть желание развивать именно сельское хозяйство?
- Слишком много у меня перед глазами примеров, когда скупают тысячи гектар, у нас же в районе, держат годами и всё ждут, чтобы продать подороже. Там только борщевик растёт. Нет у таких людей задачи что-либо выращивать. Другой пример – много есть фермеров, которые работают на земле, а живут в ближайших населённых пунктах. У всех сегодня машины, почему обязательно нужен зарегистрированный дом?
- В Америке, судя по фильмам, много ферм, именно с концепцией проживания на них.
- Да почему нам надо вечно идти каким-то другим путём, нельзя ли своим? Вы поймите, сегодня разрешим фермеру дом возвести, он там пропишется, потребует школ, дорог.
- Разве лучше, когда ни вашим, ни нашим – сплошной борщевик? Так хоть, даже если выйдет по-вашему, будут потихоньку дальние районы оживать.
- Морковку на доме не вырастишь. Знаю точно, как только примем закон, тысячи гектар уйдут сразу. Потом будем всю оставшуюся жизнь думать, куда земля делась.