Под удар санкций угодили порты Ленобласти. 47news заглянул в первоисточник и нашел и точности, и расплывчатые нормы — трактуй как хочешь. Тем временем в Усть-Луге замечены европейские суда.
ЕС запретил европейским компаниям иметь дело с пятью российскими морскими портами, два из которых расположены в Ленобласти — Усть-Луга и Приморск. Оба важных топонима на российской Балтике закреплены в новом, 16-м по счёту, пакете антироссийских санкций. На такой субъект экономической деятельности, как порт, европейцы наложили свои ограничения впервые.
У Усть-Луги и Приморска одинаковая, сырьевая, причина попадания в "чёрный список". Она прописана в "Официальном журнале Евросоюза". Оба порта "используются для морской перевозки сырой нефти и нефтепродуктов... российского происхождения или экспортируемой из России судами, практикующими высокоорганизованные перевозки...". Это вообще магистральная идея 16-го пакета. "Новый раунд санкций нацелен не только на российский теневой флот, но и на тех, кто поддерживает эксплуатацию небезопасных нефтяных танкеров", - даёт установку в зачине своего пресс-релиза Европа.
Но европейская бюрократия не расшифровывает, что именно она подразумевает под понятием "порт Усть-Луга" или "порт Приморск". В документе порт обозначен, как точка на географической карте.
Решение Совета ЕС 2025/394 от 24 февраля 2025 года о внесении изменений в Решение 2014/512/ относительно ограничительных мер в связи с действиями России.
При этом, например, только в Усть-Луге по состоянию на начало 2025 года стивидорной деятельностью, то есть перевалкой грузов, занимаются 12 компаний. Из них только три специализируются на перевалке нефти и нефтепродуктов: ООО "Невская трубопроводная компания", ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" и ООО "Портэнерго". По итогам января перевалка нефти в Усть-Луге упала почти на 44% до 1,5 млн тонн, зато нефтепродукты выросли на 1% до 0,9 млн тонн.
Оставшиеся девять усть-лужских перегрузочных комплексов специализируются на других грузах, не связанных с углеводородами. При этом авторы санкций не указали, как трактовать заход в Усть-Лугу контейнеровоза, который привёз в Россию китайские вещи, как расценивать работу балкера, который пришёл в Усть-Лугу за удобрениями, как оценивать визит сухогруза за углём. По факту, этот бизнес не имеет никакого отношения к перевалке российской нефти и нефтепродуктов, но работает на причалах в порту Усть-Луга, который теперь прописан как санкционный порт.
Кстати, как двояко отдельные европейцы могут трактовать свои же санкции, могут рассказать автомобилисты-частники, у кого конфисковывали машины с российскими регистрационными номерами.
Что касается противоположного, северного, берега Финского залива, то тут всё гораздо проще. Порт Приморск — сырьевой. На этих причалах работает исключительно ООО "Приморский торговый порт" (входит в структуру группы НМТП, которая подконтрольна Транснефти). В январе отсюда ушло 4,3 млн тонн нефти (+4,3%) и 1,6 млн тонн нефтепродуктов (-6,1%).
С другой стороны, в пресс-релизе о 16 пакете говорится, что санкции подразумевают ограничение на работу с Усть-Лугой и Приморском европейских компаний. Но в самом санкционном тексте об этом ни слова. То есть, опять простор для трактовки и потенциальная угроза судам из третьих стран.
Так, днём 25 февраля в Усть-Луге под надзором портконтроля находилось более 150 судов. Если убрать с акватории буксиры, бункеровщики, земснаряды, баржи и прочие шаланды и посмотреть на тех, кто стоит под загрузкой, то найти европейское у них по-прежнему можно. Не всегда менеджмент танкера прописан в далёкой островной стране.
Например, рефрижератор Ice Glacier никакого отношения ни к нефти, ни к нефтепродуктам не имеет, ходит под флагом Багамских островов, судовладельцем является компания из далёкой Панамы, но управляет судном кипрская, то есть европейская, ACHEON AKTI NAVIGATION CO LTD.
Зато танкер Alexander встал под загрузку рядом с другим танкером Koala, который не смог покинуть Усть-Лугу из-за взрыва в машинном отделении. У Alexander ничего европейского: флаг — Либерия, судовладелец — оттуда же, а управляет компания из Сингапура EXECUTIVE SHIP MANAGEMENT.
Но рядом ещё один старенький "либериец" - танкер Burda. У него тоже можно найти европейские корни, так как оператор IMS SA из Греции. Непросто трактовать ситуацию с Buffalo – это балкер, и пришёл он в санкционный порт Усть-Луга за углём, а не за нефтью, да и оператор из Сингапура, но судовладелец чистый немец - PI SHIPHOLDING LTD.
Регулярно за удобрениями в Усть-Лугу и Петербург ходит балкер Monegasque Epee. Нет в его хозяевах и менеджерах ничего опасного, но само судно в судоходном регистре Португалии — одном из крупнейших в Европе.
Зато не должно формально у европейцев возникнуть вопросов к танкеру Rangler. Его спустили на воду, когда мир обсуждал "Проблему 2000" и спорил по поводу Миллениума. Зато в документах сплошной Камерун, Казахстан и Сейшелы.
Что касается членов экипажа с гражданством ЕС, то в трудовом морском интернационале такие редкость. Европейцы, если и встречаются, то в командном составе. Например, на прогремевшем в итальянском порту Савона танкере Seajewel с росийским сырьём ещё недавно трудились граждане с болгарскими фамилиями.
Кроме портов Усть-Луга и Приморск на Балтийском море аналогичные ограничения Евросоюз ввёл в отношении порта Новороссийск на Чёрном море. Брюссель считает, что и там осуществляется обход действующих ограничений на экспорт нефти. Также введены санкции против портов Астрахань и Махачкала. Это уже иранское направление. Российские порты на Каспийском море подозревают в перевозках через них беспилотных летательных аппаратов, ракет и связанных с ними технологий и компонентов в Россию.
Также Евросоюз продолжил борьбу с так называемым теневым флотом. Свой список судов, с которыми не следует иметь дело, они расширили на 74 единицы и того, под европейским запретом теперь 153 судна.