Европейский союз расширил свой список судов-изгоев на 27 названий. Их подозревают в работе на Россию.
В рамках пятнадцати пакетов антироссийских санкций Евросоюз ввёл ограничительные меры в отношении 79 морских судов, работающих в интересах нефтегазового сектора российской экономики. Об этом 28 января на пресс-конференции в Брюсселе представитель Еврокомиссии Маркус Ламмерт.
Отметим, что до принятия 15-го пакета под европейскими санкциями находились 52 судна. Сам пакет был принят ещё в конце декабря 2024 года. Таким образом количество судов российского "тёмного флота", по официальной европейской версии увеличилось, на 27 единиц.
Кроме европейских санкций, существуют и американские. Реестр судов-изгоев по версии американского Минфина гораздо шире, чем список Еврокомиссии. В него входят более 180 судов.
Костяк санкционных судов составляют нефтетанкеры, однако под ограничения попали и газовозы, и химовозы, и балкеры, и сухогрузы, и плавучие газовые хранилища, и суда строгой специализации — тяжеловозы.
По данным на 30 января 2025 года, из 79 судов, попавших под европейские санкции, к Большому порту Санкт-Петербург приписаны семь: M/V Angara, Kemerovo, Krasnoyarsk, Kaliningrad, Vladimir Vinogradov, Georgy Maslov, Okeansky Prospect.
При этом, если проанализировать список танкеров, попавших под ограничения ЕС, то каждый третий из них регулярно заходил на профильные нефтетерминалы Ленинградской области в порты Усть-Луга, Приморск и Высоцк.
Отметим, что "теневой", он же "тёмный", он же "серый" флот — не исключительно российская история. К нему относят также и суда, работающие на топливно-энергетический комплекс Венесуэлы и Ирана. В частности, опыт работы под санкциями есть у Национальной транспортной компании Ирана (NITC).
"Теневой флот" на начало 2024 года насчитывал примерно полтысячи танкеров-продуктовозов. Это около 10% современного торгового флота. По оценке экспертов, с введением антироссийских санкций, количество судов, участвующих в теневых перевозках, могло вырасти в два раза. У "тёмного флота" есть несколько оттенков, но как правило, это возрастные суда, которым уже более 15 лет. Находятся либо в анонимном владении, либо во владении номинальных лиц, игнорирующих рынок страхования.