Так и до физического контакта недалеко. Тем более, примеры схватки нашей атомной подлодки с кораблями потенциального противника уже были.

Посол России в Дании 12 февраля осудил выводы датской разведки о том, что Россия после окончания конфликта на Украине станет грозить странам НАТО. Чуть ранее датчане предположили, местом напряженности может стать регион Балтийского моря. В ту же копилку: на днях СВР заявила - украинские спецслужбы планируют провести ряд антироссийских провокаций, например, подорвав иностранное судно. "Такая акция подтолкнет руководство НАТО к решению закрыть России выход в Балтийское море под предлогом обеспечения безопасности морского судоходства".

Так или иначе, но уже сейчас есть предпосылки для нарастания градуса конфронтации на балтийском торговом пути. Как известно, власти Евросоюза недавно стали активно обсуждать введение санкций на российский сжиженный газ (поставки бьют рекорды). Представитель НАТО уже допустил задержание судов для досмотра, сообщал Интерфакс.

Как рассказали 47news собеседники в Газпроме, вполне может быть, одним из вариантом защиты законного права судоходства станет конвоирование наших газовозов и нефтетанкеров. Собственно, сами датчане не исключают - Россия может на это пойти. Но в таком случае, логично предположить, что возможен и физический контакт сил альянса и наших конвоев.

К слову, в истории СССР и Запада был яркий пример противостояния на море. О нем несколько лет назад нашему изданию рассказал известный бизнесмен Илья Трабер. "…в 1975 году в Средиземном море два американских корабля водили нашу атомную подлодку К-22, на которой я служил. …не давали нам уйти. Командиру надоело, и он решил их пугануть. Мы разгоняем лодку с глубины, а когда выходим на поверхность, обе турбины останавливаем. Махина вылетает из-под воды на полном ходу, замирает и падает на воду. …когда выныривали в очередной раз, то американец решил нас подловить - протаранить рубку. Наш командир в последний момент увидел через перископ, что он идет на нас, и мы успели подвернуть лодку, и сами шарахнули его в борт. Они перевалились через наш корпус, разбив винтами нам контейнер с ракетой, снесли полтитановой рубки. …Потом подошла уже Средиземноморская эскадра и оттолкнула от нас американцев". 

Возвращаясь к перевозке российского СПГ - ровно год назад 47news сообщал об анализе рисков при строительстве мегазавода Газпрома в Усть-Луге (по планам, достроится через полтора года). В том числе, в документе упоминалась угроза: перекрытие Данией водных путей для газовозов из России (напомним, из Балтики в Северное море можно попасть только таким образом). Предполагалось, формальным поводом могут послужить санкционные проблемы со страхованием наших судов зарубежными компаниями - датчане могут сослаться на угрозу экологии. Эта схема уже частично реализована в минувшем декабре, страховкам уделяется пристальное внимание. Что касается перекрытия проливов, то пока до этого не дошло, но в феврале 2024-го даже предположение об этом казалось фантастикой.

Председатель Морской коллегии Николай Патрушев 6 февраля уже нынешнего года заявил, что НАТО стремится блокировать Россию на Балтике и парализовать работу отечественных портов в Ленинградской и Калининградской областяхКак известно, сейчас альянс усилил присутствие, в рамках операции Baltic Sentry ("Страж Балтики"). Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 12 февраля заявил, что сообщения датской разведки являются попыткой обосновать для налогоплательщиков резкое увеличение военных расходов, сообщала Газета.ру.

В сентябре же прошлого года официально прозвучали приоритетные направления для поставок с упомянутого завода СПГ в Усть-Луге. В разговоре с 47news, президент Национальной ассоциации сжиженного природного газа Павел Сарафанников в частности заявил: "...Россия морская держава с мощным флотом. Полагаю, у нас достаточно ресурсов, чтобы провести суда. Уверен, Россия найдет инструменты для решения данного вопроса".

Виктор Смирнов,
47news

По данным "Морцентр-ТЭК", для понимая объемов: экспорт газа в Балтийском бассейне: 2023 год - 1,61 млн тонн, 2024 год - 2,58 млн тонн, то есть +60%. Экспорт нефтепродуктов 2023 год - 14,4 млн тонн, 2024 год - 10,01 млн тонн (-30,8%). Экспорт нефти: 2023 год - 78,97 млн тонн, 2024 год - 77,71 млн тонн (-1,6%).

Поставщики: ООО "СПГ Портовая" и ООО "Криогаз-Высоцк" в Высоцке, ООО "Портэнерго" в Усть-Луге.

Нефтепродукты - ЗАО "Интерферрум-Металл" и АО "ПНТ" в Петербурге, ООО "Приморский торговый порт" в Приморске, ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"- II" в Высоцке, ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" и ООО "Портэнерго" в Усть-Луге.

Нефть - ООО "Приморский торговый порт" в Приморске, ООО "Невская трубопроводная компания" в Усть-Луге. Доля терминалов Калининграда в экспорте углеводородов незначительна.