Транспортная реформа в регионе уже две недели, люди говорят, что эффекта не видно и где-то стало хуже. Автобусов нет, в Петербург не уехать, а на остановках толпы. В комтрансе говорят, нужно время, а перевозчики ищут водителей.
Общественный транспорт Ленобласти с 1 января 2025-го перешел на новую систему работы. Где планировалось, вышли новые автобусы (450 единиц), маршруты оптимизировали, начали действие новые госконтракты, на некоторых маршрутах сменились перевозчики. По данным комтранса, добавилось более полутора тысяч рейсов в день, а цифровизация транспорта теперь позволяет следить за работой каждого автобуса.
Все это, по задумке, должно улучшить качество транспортного обслуживания населения. Но население, кажется, не оценило. Соцсети изобилуют жалобами на работу перевозчиков, люди пишут, что автобусы не приезжают, до диспетчеров не дозвониться, расписание изменилось и новое якобы нигде не уточнить, на остановках выстраиваются очереди ожидающих. Да и автобусы на ряде направлений, по словам пассажиров, остались старыми и некомфортными. Ситуация усугубляется зимней недружественной погодой и местами полностью открытыми остановками.
О своем недовольствие жители пишут в комментариях почти к каждому сообщению у губернатора в его официальных соцсетях, причем тема не важна. Например, 13 января, у него было про снежные забавы. Пассажиры воспользовались и этим.
"Это очень радует, чего не скажешь про людей, которые на морозе ждут транспорт. Где транспортная реформа, про которую нам вещали два года? Нам говорили, что есть достойные перевозчики, которые готовы предоставить нормальный транспорт с комфортным условиями для пассажиров. На маршруте 678 никакой замены не произошло, как были старые допотопные ПАЗики, так и ездят. Нам говорят, что в Мурино нет разворотного кольца, чтобы пустить большие автобусы. Хотя изо дня в день можно видеть, как большие автобусы, которые возят работников на "Озон", разворачиваются на Ручьевском", - негодует Инна.
А к посту о новой технике для спасательной службы сразу поступило предложение "пустить ее на маршруты автобусов".
Большинство жалоб касаются рейсов, связывающих районы с Петербургом. Транспортная реформа затронула именно пригородные межрегиональные и межмуниципальные маршруты.
"У нас в Капитолово с этого года на 413-м социальном маршруте остался один автобус, а было два. На последние рейсы водитель вообще не выходит, а мы должны гадать, приедет или нет? Мне 70, раньше ездила в город на фитнес, в аптеки, поликлинику, с внуками в "Гранд-Каньон" и на встречи с подругами в театр, а теперь это невозможно, потому что прошла реформа!" – возмущается в разговоре с 47news пенсионерка Елена.
По ее словам, автобусы действительно обновили, это единственный плюс. Местные создали свой чат и обмениваются данными, где в какое время видели маршрутку, без него, говорят, не сориентироваться.
Из поселка имени Морозова пишут, что расписание изменилось, а новое нигде не разместили: ни на остановках, ни в салонах автобусов. Дозвониться до перевозчиков у людей не выходит.
"До 1 января проблемы тоже были, но там хотя бы было понятное расписание, отвечал диспетчер", - жалуется жительница Екатерина.
13 января из поселка пожаловались, что водитель пропустил два утренних рейса, люди опоздали на работу.
На сайте Леноблтранса на момент публикации действительно размещено сообщение, что с 1 января расписание изменилось, за более точной информацией нужно обращаться к перевозчикам. 47news попробовал дозвониться по телефонам компании "Вест-Сервис", которую нередко упоминают в жалобах.
"В связи с увеличением количества звонков, увеличилось время ожидания на линии", - все время отвечал автоответчик и извинялся. Услышать живой голос диспетчера не удалось, а телефон "горячей линии" компании постоянно был занят.
Та же ситуация с другим крупным перевозчиком, "Пальмирой": телефоны на сайте, а также тот, который указывал на своем сайте комтранс, не отвечали. Нужный нашелся на странице компании "ВКонтакте": диспетчер ответила, что актуальное расписание обновляется в соцсетях. Думается, не каждый пожилой пассажир сможет проделать такой виртуальный путь.
Актуальные контакты диспетчеров компаний-перевозчиков можно посмотреть здесь, данные обновлены, сообщили 47news в комитете по транспорту.
По данным комтранса, реформа затронула 95 пригородных маршрутов с регулируемым тарифом (условно, социальных, на которых действует льготный проезд, они все работают по заказу комтранса). Контракты по ним вступили в силу с 1 января, каждый - на 5 лет, общий объем средств – более 8 миллиардов.
- Основная проблема, которая осложняет транспортную реформу, это отсутствие водителей, нехватка до 35% сейчас в регионе. Зачастую на новых автобусах просто некому ездить. В Сосновом Бору на линию вышли новые китайские автобусы "Ютонг", это лучшее, что сейчас может быть, а водить некому. Перевозчики эту проблему решают, мы рассчитываем, что к 15 января по ряду направлений ситуацию удастся исправить, - обрисовал в разговоре с 47news глава комитета по транспорту региона Михаил Присяжнюк.
- Наличие водителей как-то учитывалось при заключении новых контрактов с перевозчиками?
- Мы закупали транспортную работу, которая включает в себя не только водителей, но и инженеров-механиков, ремонтных зон и так далее, есть все это или нет – это теперь проблемы перевозчиков. За каждый невыход на линию, каждый неработащий валидатор предусмотрен штраф. В конце месяца их сумма сложится и вычтется из общей оплаты транспортной работы. А если перевозчик не будет работать более трех дней, расторгнем контракт.
- Цифровые сервисы с 1 января заработали по плану? Анонсировалось, что за каждым автобусом будут следить, так что и жалобы не нужны, вы сами все узнаете.
- Сервисы работают, но необходима отладка, сделаем в течение двух-трех месяцев. Мы уже контролируем каждый из 450 автобусов и уже начали с 1 января наказывать перевозчиков, штрафы генерируются в автоматическом режиме. Нам действительно уже можно не ориентироваться на жалобы, все нарушения мы видим в режиме онлайн, - заверил собеседник.
И напомнил, что с начала старта транспортной реформы прошло всего 13 дней. В целом, по его мнению, на полную отладку новой системы понадобится 2-3 месяца.
По СПАРКу, наибольшее число контрактов (13) с комтрансом в 2024-м получил перевозчик "Вест-Сервис" на общую сумму 5,09 миллиарда рублей, "Пальмира" выиграла 6 контрактов на сумму 1,33 миллиарда. В сравнении с этим другие поставщики получили договоренности на значительно меньшие суммы.
"Вест-Сервис" зарегистрирована в Петербурге в 2003 году, гендиректор Леонид Паскипарт, владелец Леонид Бондаренко. Оборот в 2023-м - 14,51 млрд, чистая прибыль 175,83 млн рублей. В 2024 году компания также получила муниципальные контракты на перевозки в Тосненском районе (2,07 млрд), Всеволожском (495,15 млн) и в Аннинском поселении (11,21 млн).
"Пальмира" - тоже с офисом в Петербурге, существует с 2006-го, гендиректор и владелец Марина Жукова. Оборот в 2023-м - 926,8 млн, чистая прибыль 39,02 млн рублей. В 2024-м получила также контракты в Тихвинском районе (703,8 млн), Приозерском (434,29 млн), Волховском (123,5 млн) и Пикалево (37,15 млн).
"Старт реформы пришелся на праздники, нужно еще немного времени, чтобы все сбалансировать. Самый острый вопрос – нехватка водителей, особенно в Сосновом Бору, пытаемся привлечь из Краснодарского края, Дагестана и других районов Ленобласти, зарплата у нас 120 тысяч за 15 смен, надеемся, что к 20-му января вопрос по дефициту водителей будет закрыт", - отметила в разговоре с 47news Марина Жукова.
47news также направил вопросы в "Вест-Сервис", на момент публикации ответы не поступили. Представитель компании по телефону признал острый кадровый дефицит.