Союз писателей обеспокоился засильем пагубных идей в детской литературе. 47news примкнул к чистке. Даже классических персонажей можно осудить за аморалку.

-  Я даже не могу придумать, к чему у них возникли претензии. Сейчас выпускают много переводов "зарубежки", но это в основном то, что выходило в 2000-2010-х. Бывают редкие новинки, в основном скандинавские. Но современная детская проза в разы "безопаснее", чем классика. В разы. Только темы смерти, буллинга и насилия стали чаще освещаться", – объяснила мне искусствовед и специалист по детской литературе Полина В, попросив не называть ее полное имя из-за политизации темы.

В конце ноября правительство РФ попросили разобраться с деструктивной детской литературой, где усмотрели угрозу государству. Соответствующее письмо вице-премьеру Чернышенко направила глава комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина.

Действительно, ведь даже любимец советских детей Карлсон был запрещен в некоторых штатах Америки. Протестантское общество решило, что "мужчина в самом расцвете сил" представляет опасность для педагогов и родителей - он ярый пример непослушания и вольнодумства. Сегодня и по критериям Совета писателей, он, безусловно, попадает под "нормализацию отклонений и недостатков". Ведь, жить на крыше, пугать домработниц и питаться вареньем способна только маргинальная личность.

Главные аргументы озабоченной Останиной основаны на таинственном исследовании Союза писателей России (полной версии в открытом доступе нет). Известно, что эксперты рассмотрели 930 детских книг, свободно лежащих на полках магазинов и подсчитали - 60% из них "строго соответствуют деструктивным направлениям". Получается, "негативные установки в сознании детей" формируют за половину произведений.

К опасным мотивам отнесли темы предательства и разобщенности, сведения человека до животного, отвержение традиционных ценностей, нормализации отклонений и личных недостатков, а также внушение "безразличия к будущему". Кстати, неясно, обращались ли исследователи к современным работам или классике – критерии анализа не называются.

Допустим, темное начало детской литературы действительно кроется где-то в классике, например, в глубине Долины Муми-троллей. Исторически книги про существ, похожих на бегемотов, успели вызвать полемику среди обеспокоенных родителей и цензоров.

Консервативные семьи в Хельсинки в свое время решили, что муми-тролли – деморализаторы. После премьеры спектакля по повести "Комета прилетает" в 1949 году Туве Янссон завалили письмами. Родители отнюдь не разделяли счастья своих чад и обвиняли писательницу в обучении детей ругательствам и вредным привычкам. Под огонь попали Муми-папа и Снусмумрик – первый любил выпить бокал вина, а второй - покурить трубку.

Муми-папа сам по себе фигура со сложной репутацией: англичане, например, попросили убрать из комиксов его записки на туалетной бумаге. Привычку пришлось изменить и "заставить" муми-тролля писать на бумажных полотенцах. Кроме того, в Великобритании попросили вырезать из комиксов упоминания смертей, произошедших после XVII века, политику и прочие "непристойности".

Подобные опасения высказывались и о другой рыжей героине Астрид Линдгрен – Пеппи Длинный чулок. Первый издатель книги Герард Бонниер, глава печатного дома Bonniers, в итоге отказался публиковать произведение. Он встал на консервативные позиции, решив, что Пеппи будет негативно влиять на детей. К тому же он посчитал ее "слишком современной" для Швеции.

После выхода книги в свет дети сразу влюбились в Пеппи, а многие взрослые называли ее "плодом больной фантазии" Линдгрен. Действительно, девчонка-сорванец, умеющая поднимать лошадей и живущая в свое удовольствие. Сплошное нарушение традиционных ценностей и девиантное поведение.

Свободолюбия и желания освободиться у семьи, впрочем, и у нас хватает. И тоже с рыжими. "Дядя Федор, пес и кот" – тут же встает вопрос о детском авантюризме в непонятной компании. Причем это не шутка. Недавно, в 2022 году, депутата Александра Хинштейна попросили рассмотреть произведение на пропаганду бродяжничества среди несовершеннолетних. Инициатива, между прочим, тогда исходила из Российского книжного союза. (Странно, что не обратили внимание на подозрительную фигуру почтальона Печкина).

Опасным несколько лет назад стал и "Конек-Горбунок" Ершова – точнее, попытки объяснить его детям. Воспитательница с 30-летним опытом в детском саду Таганрога не стала скрывать от воспитанников, что значит фраза "сажать на кол". В итоге – увольнение и неудачная попытка восстановления на работе.
Детскую крамолу в советское время 47news уже как-то разбирал. Бурные дискуссии умудрилась вызвать даже "Муха Цокотуха", изданная ровно сто лет назад – в 1924 году. Функционерам не понравился "флирт" мухи и комара на иллюстрациях, "свадьба" вместо слова "ЗАГС" и даже банальные именины.

Произведение не отпускало критиков и почти четверть века спустя после публикации. Кандидат исторических наук Колпаков посчитал, что комару жениться на мухе – "противоестественно". Отринув гуманитарное образование, он решил порассуждать на страницах "Литературной газеты", мол, "муха откладывает 70 яичек не от комара".

Как посмотреть. Все-таки, пропаганда чайлдфри законодательно запрещена.

*

Представители детских издательств в России указали на "необоснованность выводов" Союза писателей. Подход аналитиков они посчитали нелогичным, а результаты – поспешными. Ведь из произведений, опубликованных в период с 2020 по 2022 год, они прочитали только 930, а на рынке за это время вышло почти 40 тысяч изданий. Теперь профессиональное сообщество требует обнародовать исследование. Открытое письмо подписали  более 357 человек.