Нашу субмарину толкают через интернет-барахолку. 47news выяснил, как она с Адмиралтейских верфей дошла до Англии.

Ведущий британский таблоид The Sun, задача которого ошеломлять читателя по нескольку раз на дню, накануне ударил сленговым заголовком:

"Толстые кошельки, вы можете купить собственную российскую подводную мегалодоку в стиле "Красного октября". … Но у неё тёмное прошлое и огромная цена". Газетчики стараются удивить, описывая необычный товар с местного Avito: "изобретение коммунистов", "стратегические военные технологии XX века", "ведущая роль флота Советов во время холодной войны", "22 торпеды на борту", "пять дней под водой", "1,5 миллиона фунтов стерлингов". 47news проверил.

Объявления о продаже советской подводной лодки

На сайте зарубежного подводного купи-продай действительно можно купить советскую дизель-электрическую подлодку за 2 миллиона долларов.
Продавец кратко, морзянкой, отстучал биографию корабля. "По классификации НАТО — Foxtrot". "В эпоху холодной войны с гордостью служила в составе советского Балтийского флота", В 1993-м году выведена из эксплуатации ВМФ России. Потом недолго использовалась как учебное судно. С 1998 года — корабль-музей. Несколько фотографий. Заинтересованным лицам просьба писать в пригород Дели, Индия.

47news запросил помощь Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ и кинул им ссылку на объявление. Помогли.

Отдельные фотографии чётко указывают, а биографические справки подтверждают, что нового хозяина ищут для бывшей подводной лодки Б-427. Если полвека корабля спрессовать в пару абзацев, выйдет такое: подлодка из Ленинграда. В 1971-м году спущена на воду на Адмиралтейском судостроительном. Ушла в Лиепаю, а через год вернулась в Ленинград встречать Рауля Кастро - младшего брата революционера Фиделя.

Собственно, на этом история Б-427 на Балтике завершается. Субмарина уходит на Дальний Восток. Несла службу как на Тихом океане, так и в Индийском.

В начале 1994 года подлодку исключают из состава ВМФ и продают австралийской компании Toledo Enterprises. В Сиднее уже не нашу субмарину переоборудуют под музей, она становится экспонатом Национального морского музея Австралии. А в 1998 году ее передают американцам — фирме "The Queen Mary". Название корабля меняют на Scorpion и перегоняют на калифорнийское побережье в город Лонг Бич. Там на вечном приколе стоит трансатлантический лайнер The Queen Mary (его любит Голливуд за сходство с "Титаником"), а рядом поставили русскую чудо-подлодку. На онлайн картах до сих пор можно видеть это соседство.

Google Maps

В 2019 году стало известно, что Морской музей в Лонг Бич больше финансово не может тянуть такой развлекательный актив, как Scorpion, она же Б-427. Например, Los Angeles Times даже писала про енотов, поселившихся на советской субмарине. В итоге корабль был куплен на аукционе анонимом.
Судя по тому, что лодка вновь выставлена на продажу, у анонима не получилось найти ей достойное применение.

В разговоре с 47news председатель петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ Игорь Курдин отметил, что в 2009 году, находясь в США, ему даже удалось побывать на ней.

- Мы принимали участие в работе 46-го Международного конгресса подводников, и нам организовали посещение подлодки. Музей содержался в идеальном состоянии. Очень толково всё сделали, хотя, конечно, разукрасили для привлечения туристов, - вспомнил встречу капитан 1-го ранга Курдин.

По его словам, у нового владельца субмарины может быть два варианта.

- Первый - содержать подлодку как музей для туристов. Второй - сдать её на металлолом. Наша страна к этому объекту уже не имеет никакого отношения. Есть толковая книга Гусева "Подводные лодки. Музеи. Памятники. Экспонаты". Дело в том, что музеев из наших подводных лодок в мире сделано больше, чем у нас в России субмарин. Был такой период, когда мы их активно продавали. Это как раз такой случай, - рассказал 47news Курдин.