Нашу субмарину толкают через интернет-барахолку. 47news выяснил, как она с Адмиралтейских верфей дошла до Англии.
Ведущий британский таблоид The Sun, задача которого ошеломлять читателя по нескольку раз на дню, накануне ударил сленговым заголовком:
"Толстые кошельки, вы можете купить собственную российскую подводную мегалодоку в стиле "Красного октября". … Но у неё тёмное прошлое и огромная цена". Газетчики стараются удивить, описывая необычный товар с местного Avito: "изобретение коммунистов", "стратегические военные технологии XX века", "ведущая роль флота Советов во время холодной войны", "22 торпеды на борту", "пять дней под водой", "1,5 миллиона фунтов стерлингов". 47news проверил.
На сайте зарубежного подводного купи-продай действительно можно купить советскую дизель-электрическую подлодку за 2 миллиона долларов.
Продавец кратко, морзянкой, отстучал биографию корабля. "По классификации НАТО — Foxtrot". "В эпоху холодной войны с гордостью служила в составе советского Балтийского флота", В 1993-м году выведена из эксплуатации ВМФ России. Потом недолго использовалась как учебное судно. С 1998 года — корабль-музей. Несколько фотографий. Заинтересованным лицам просьба писать в пригород Дели, Индия.
47news запросил помощь Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ и кинул им ссылку на объявление. Помогли.
Отдельные фотографии чётко указывают, а биографические справки подтверждают, что нового хозяина ищут для бывшей подводной лодки Б-427. Если полвека корабля спрессовать в пару абзацев, выйдет такое: подлодка из Ленинграда. В 1971-м году спущена на воду на Адмиралтейском судостроительном. Ушла в Лиепаю, а через год вернулась в Ленинград встречать Рауля Кастро - младшего брата революционера Фиделя.
Собственно, на этом история Б-427 на Балтике завершается. Субмарина уходит на Дальний Восток. Несла службу как на Тихом океане, так и в Индийском.
В начале 1994 года подлодку исключают из состава ВМФ и продают австралийской компании Toledo Enterprises. В Сиднее уже не нашу субмарину переоборудуют под музей, она становится экспонатом Национального морского музея Австралии. А в 1998 году ее передают американцам — фирме "The Queen Mary". Название корабля меняют на Scorpion и перегоняют на калифорнийское побережье в город Лонг Бич. Там на вечном приколе стоит трансатлантический лайнер The Queen Mary (его любит Голливуд за сходство с "Титаником"), а рядом поставили русскую чудо-подлодку. На онлайн картах до сих пор можно видеть это соседство.
В 2019 году стало известно, что Морской музей в Лонг Бич больше финансово не может тянуть такой развлекательный актив, как Scorpion, она же Б-427. Например, Los Angeles Times даже писала про енотов, поселившихся на советской субмарине. В итоге корабль был куплен на аукционе анонимом.
Судя по тому, что лодка вновь выставлена на продажу, у анонима не получилось найти ей достойное применение.
В разговоре с 47news председатель петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ Игорь Курдин отметил, что в 2009 году, находясь в США, ему даже удалось побывать на ней.
- Мы принимали участие в работе 46-го Международного конгресса подводников, и нам организовали посещение подлодки. Музей содержался в идеальном состоянии. Очень толково всё сделали, хотя, конечно, разукрасили для привлечения туристов, - вспомнил встречу капитан 1-го ранга Курдин.
По его словам, у нового владельца субмарины может быть два варианта.
- Первый - содержать подлодку как музей для туристов. Второй - сдать её на металлолом. Наша страна к этому объекту уже не имеет никакого отношения. Есть толковая книга Гусева "Подводные лодки. Музеи. Памятники. Экспонаты". Дело в том, что музеев из наших подводных лодок в мире сделано больше, чем у нас в России субмарин. Был такой период, когда мы их активно продавали. Это как раз такой случай, - рассказал 47news Курдин.