47news поговорил с Героем СССР о подготовке подводников-диверсантов. Как подходить и вернуться, нам объяснили на пальцах.
Марафон разоблачений после взрывов "Северных потоков" 15 августа подхватила The Wall Street Journal. Американские журналисты пишут об участии в разработке высшего военного руководства Украины, вмешательстве ЦРУ и корректировке планов офицером украинского спецназа.
Как проводятся похожие операции, 47news поговорил с Александром Ватагиным - Героем России, в прошлом подводником-диверсантом. Он отметил, что такие операции требуют мастерства и водолазов, и команды над водой.
- Сколько времени в среднем нужно для похожей операции? За рубежом говорят о шести часах - это много, мало, достаточно?
- Смотря что иметь в виду под операцией. Работы на глубине занимают секунды, основное время уходит на погружение и возвращение. Для начала нужно знать точные координаты места подрыва. Для этого требуется серьезное оборудование, работающее с GPS. На обычной парусной яхте такого быть не может, но в целом оно широко распространено. Есть и за рубежом, и в России. Кроме того, капитану и команде нужно контролировать судно, обеспечить максимальную неподвижность. Не стоит забывать, что в открытом море редко - штиль. Как правило, это волны, сильные течения. Нужно активно работать винтом.
- Для погружения на глубину в 80 метров судно должно остановиться прямо над трубой? Или достаточно подойти на какое-то расстояние?
- Ну нет, никто не погружается, а потом еще плывет какую-то дистанцию. Вы попробуйте закрыть глаза и пройти 80 метров. Далеко уйдете? На такой глубине - темнота невероятная, холодно, - температура воды около четырех градусов. Для доставки диверсантов с дистанции должны применяться глубоководные аппараты.
Собеседник 47news - военный инженер, капитан 1-го ранга, командир группы водолазов морского спецназа Каспийской военной флотилии. Героем России стал в 1991-м, после первого в мире погружения на 500 метров.
- Какое снаряжение у диверсантов с собой кроме фонариков? Подойдет что-то стандартное?
- Во-первых, спускаться нужно только в парах. Одному слишком высокий риск. Больше не надо, двух человек достаточно. Снаряжение классом чуть выше, чем обычный комплект клубов дайвинга, которых много в бывших республиках. В СССР средней глубиной погружения считалось 40 метров, 60 - уже для тренировок диверсантов. На большую глубину - обязательно дополнительный баллон. Причем не просто с воздухом, а с дыхательной смесью, насыщенной инертными газами. Она делает существенно легче процесс декомпрессии, то есть восстановление организма после погружения. Нужно же не только мину закрепить, а еще вернуться.
Собственно, возвращение занимает большую часть времени. А в подготовке операций, кстати, участвуют врачи-физиологи. Под водой высокое давление, а кислород расширяется. Если совсем для обывателей, то пузырьки газа попадают в организм и могут закупорить сосуды. Провоцируют синдром Миньера, кессонную болезнь, а у нее исход - вплоть до паралича и смерти. На судах и кораблях для восстановления оборудуют специальные одноместные декомпрессионные камеры.
Погружение и подъем на поверхность - отдельная наука. У современных дайверов самой распространенной и бюджетной считается смесь, очищенная от пыли, влаги и вредных примесей. В ней соотношение азота к кислороду - 79 к 21. Среди опасностей упоминается азотный наркоз, то есть отравление организма. Для работы на больших глубинах (около 500 метров) используются тримиксные смеси. К кислороду и азоту в тонких пропорциях добавляет гелий. Его побочный эффект - возбуждение мозга. Такие смеси считаются самыми дорогими.
- Сколько времени нужно на подготовку? Месяц, полгода?
- Люди занимаются этим долго и профессионально, с улицы не зайдешь. За месяц невозможно набраться навыков. Нужно постоянно ходить на глубину, пережить кислородное голодание, наркоз. В процессе еще может происходить замена дыхательной смеси, этому тоже нужно учиться. Мы говорим не о том, чтобы "потренироваться", а довести действия до автоматизма. В Советском Союзе водолазов-разведчиков, то есть диверсантов, готовили минимум три года. И только на третий допускали к учебным заданиям. Могут быть, конечно, отчаянные ныряльщики, но это что-то из категории авантюры.
- Взрывчатка для применения под водой отличается от наземной? Например, должна быть мощнее?
- Необязательно. При взрыве кроме действия самого вещества, разгерметизации, происходит гидроудар, - дополнительные разрушения. В целом для применения под водой есть специальная, так называемая морская смесь (композиционная взрывчатка, получается при смешивании нескольких веществ - Ред.). В любом случае, "Северные потоки" же осматривали немцы, шведы, датчане. У них должны быть данные, какой заряд применялся.
Сразу после подрыва труб в четырех местах европейские эксперты говорили о сотне килограммов в тротиловом эквиваленте. Мощность сравнивали с противокорабельными ракетами. Видимо, продолжение - в следующих сериях.
Андрей Карлов, 47news
Зарубежные подробности:
The Wall Street Journal со ссылкой на четыре источника кратко приводит подробности операции. План подрыва появился в мае 2022 года, якобы во время попойки офицеров. Диверсия оценивается в 300 тысяч долларов. Группа шла на яхте "Андромеда", арендованной польской турфирмой. Ее украинская разведка создала для прикрытия. У опытной женщины-дайвера на яхте была особая роль - ее присутствие должно было "создать ощущение дружеского круиза".
Накануне сразу три немецких издания выпустили свои расследования о подрыве "Северных потоков". В материалах, в частности, упоминалось, что Генпрокуратура ФРГ выдала ордер на арест украинского инструктора по дайвингу Владимира. Вместе с ним в диверсии подозревали двоих граждан Украины. Всего участников операции было шестеро.
Взрывы ниток газопроводов "Северный поток - 1" и "Северный поток - 2" на дне Балтийского моря произошли 26 сентября 2022 года. Перекачка по трубам не производилась, но по техническим требованиям они были наполнены топливом. Президент РФ называл случившееся терактом государственного уровня.
Следствием ФСБ возбуждено уголовное дело о международном теракте. Весной этого года Генпрокуратура РФ заявила, что следы подрывов ведут к лицам и структурам, находящимся в США, Германии, Франции и на Кипре. Власти Украины свое участие в подрыве официально отрицали.