Многие крупные производители молочных продуктов собираются с осени поднимать цены на масло, сыры, йогурты и прочую молочную продукцию. Ретейлеры говорят, что будут сдерживать рост, однако некоторые фирмы могут пропасть с полок.
Как сообщает "Фонтанка" 13 августа, сразу несколько крупных заводов заявили, что поднимут цены на молочную продукцию. Комания "Эйя энд Эн Трейд" (бывший "Данон") с сентября планирует сделать продукцию дороже в среднем на 5,3%, "Вимм-Билль-Данн" — на 7,2%, "Милком" — от 5 до 15% на разные категории.
Производители объясняют, что затраты на молочное сырье и ингредиенты выросли на 10%, а транспортные расходы — на 20% "вследствие высокой ключевой ставки, высокой амортизации транспорта, роста уровня зарплат водителей". Также зарплаты персоналу увеличены из-за дефицита кадров. Конкретно "Милком" оценивает подорожание сырья на 12%, сахара, фруктово-ягодных добавок и заквасок — на 20%, упаковки — на 12%, логистики по отдельным направлениях — сразу на 35%, топливно-энергетических ресурсов — до 12%.
В списке есть и производители из Петербурга и Ленобласти. "Галактика" предполагает среднее повышение цен на 5,6%. Компания говорит не только о вышеназванных причинах, но и росте стоимости обслуживания оборудования. "Пискаревский молзавод" сообщает о повышении цен с 10 сентября в среднем на 10%.
"Факторами негативного влияния на себестоимость также являются сохранение ключевой ставки на высоком уровне в 16 % и, как следствие, высокая стоимость кредитных ресурсов, серьезные ограничительные меры", — объясняет "Виола", добавляя, что существуют сложности с обслуживанием производственных линий.
Все компании подчеркивают, что изменение цен только отчасти компенсирует им растущие издержки, поэтому ретейлерам важно с пониманием отнестись к ситуации. Ретейлеры в свою очередь говорят, что будут пока сдерживать цены, торгуя популярными позициями и в минус. Но продлиться после новой индексации это может недолго. Есть вариант отказаться от части товаров, тогда на полках останутся те, на которые поставщики предлагают акционную цену.
"Понятно, что акции будут уже от новых цен, но хоть как-то", — говорит региональный собеседник издания. Сильное подорожание может не только сократить ассортимент, но и вовсе убрать некоторые бренды из продажи. Участники рынка отмечают, что в этом году цены уже поднимались, однако сейчас производители заявили о подорожании одновременно.
При этом рост цен сопровождается увеличением объемов производства. По данным "Союзмолока", с января по май производство сливок увеличилось на 23%, творога и продуктов на его основе — на 9%, мороженого — на 14%, йогурта — на 13%. Также на 3% вырос выпуск сырья, которое занимает больше половины розничной цены молочной продукции.
В 2023 году предложение молока превысило спрос, из-за чего фермеры не могли повышать цены на сырье и боролись с ростом издержек. В этом году на рынке отмечен дефицит молочных жиров, который покрывали за счет импорта. Однако рост мировых цен на жиры перекрыл этот путь.