Впервые после обстрелов загорелась действующая АЭС. Такие станции бомбили и раньше, но без ядерного топлива. В XX веке люди были умнее.

После удара украинских беспилотников 11 августа полностью изнутри выгорела градирня Запорожской АЭС. В Энергодаре оценивают ущерб и пока не готовы говорить о сроках восстановления объекта. Клубы дыма над атомной станцией — одна из главных фотографий в мировых СМИ.

47news связался с главным редактором портала Atominfo Александром Уваровым. Физик-ядерщик из атомграда Обнинск рассказал, почему дым над градирней — это неопасно, но чрезвычайно тревожно.

- В каждой новости про пожар ЗАЭС склоняют слово "градирня". Слово рычит и пугает. В двух словах, что это?

- Градирня — не ядерная часть АЭС. Конструкция находится на хвосте технологического цикла. Задача градирни проста: сбросить в окружающую среду избыточное тепло, то есть то, которое не удалось утилизировать в виде электроэнергии. У любого производства есть КПД. Нет такого производства, которое использует ресурс на 100%, потери есть обязательно. Градирни как раз нужны, чтобы отводить со станции потери в виде тепла. Вот если вы кастрюлю оставите на плите, то она в какой-то перспективе капитально нагреется и превратится в сковородку, - здесь то же самое.

- Радиационная опасность есть или нет?

- Радиационной опасности от разрушения градирни нет, тем более, что она не разрушена. Сама Запорожская АЭС даёт информацию, что выгорели внутренние конструкции, обрушения отсутсвуют. Значит, восстановить объект можно будет довольно быстро. К тому же, сейчас роль градирен на ЗАЭС минимальна, станция ведь не вырабатывает электроэнергию.

- В этой связи к месту и не месту упоминают словосочетание "холодный останов"...

- "Холодный останов" означает, что турбина не работает, что на станции не производится электроэнергия. В реакторе невозможна цепная реакция с выделением энергии. Температура и самого реактора, и охлаждающей воды близка к комнатной. При этом стоит понимать, что это у электрочайника можно штепсель из розетки вытащить, и он перестанет греть воду. В реакторе нагрев, выделение тепла продолжается, пусть и в небольших количествах. И это тепло надо отводить - по цепочкам, через контур, на брызгальные бассейны, на те же самые градирни. Сейчас без одной градирни вполне можно обойтись, а вот когда станция заработает на полную мощь, она, конечно, будет нужна.

- Вас послушать, получается, что и беспокоиться не о чем, расходимся?

- С одной стороны, пожар потушен, инцидент, вроде как, исчерпан. С другой стороны, сейчас вновь популярным становится такой термин, как "Окно Овертона". Это концепция про рамки допустимого.

Смотрите: в 2011 году мир охал, когда после аварии на Фукусиме из Японии ветер гнал облачка и рассеивал их по земному шарику. Пятнадцати лет не прошло, и атомную станцию, городки рядом с ней, обстреливают. И к этим тревогам, получается, мы уже привыкли. У населения вырабатывается нехорошая привычка. Выстрелили по атомной станции — ничего страшного. В июне прилетело в пост радиационного контроля, вчера горела градирня. А что дальше? По столовой долбанут? После этого - по турбине? А что такого, она ведь всё равно не работает! А после этого начнут стрелять по реакторному зданию, целить в машинный цех...

Да, пожар на градирне можно пережить, но страшно то, что нас приучают к тому, что стрельба по атомной станции — это в порядке вещей. Человек привыкает к таким новостям. Так можно доиграться до того, что у нас появится зона заражения, которая в разы превысит Чернобыль, а радиационные тучи будут летать по земному шару.

- А как можно было оперативно, за пару часов, потушить такого исполина, как градирня? Там же, в этом цилиндре, ветрюга и сильнейшая тяга. По идее, если градирня горит, то к ней и близко не подойти.

- Нам сообщают, что полностью выгорела её внутренняя обшивка, облицовка. А под этой обшивкой — бетон, куда ему-то гореть. Представьте, что у вас полыхала квартира — обои выгорели, а стены-то остались. Восстановить облицовку можно, дело времени. Но это такой быстрый ответ. Конечно, масштаб, последствия, можно оценить только побывав на месте.

- Зато какая телевизионная картинка, индустриальные здания и кругом дым...

- Картинка действительно впечатляет. Конструкция огромная. Благодаря тяге огненный факел неимоверный. Дым - в небеса. Естественно, что всё это жутко пугает. И пусть больших проблем это не принесло, но такие вещи не должны быть нормой. Я согласен с гендиректором МАГАТЭ Рафаэлем Гросси. В чём он прав, так это в том, что с безрассудством на Запорожской АЭС надо заканчивать.

А может быть, украинцы просто уже смирились с потерей станции и решили бить по конструкциям, которые необходимы для её нормальной эксплуатации, чтобы нанести максимальный вред, чтобы были максимальные трудности при её запуске.

- В истории атомной энергетики вообще были случаи, когда обстреливали станцию с запущенным реактором?

- Если навскидку, то в своё время авиация Ирака била по АЭС "Бушер" в Иране. Но на тот момент эта станция ещё не была построена, то есть там не было ядерного топлива. Это была просто стройка в пустыне. "Африканский национальный конгресс", когда боролся с режимом апартеида в ЮАР, нападал на АЭС "Коберг". Но опять же, всё было сделано предельно аккуратно, до завоза топлива. Хотя были взрывы. Во Франции "зелёные" из гранатомёта стреляли по реактору "Суперфеникс", но и там тоже не было топлива... Ещё во время натовских бомбардировок Югославии снаряды ложились недалеко от небольшого сербского научного реактора. Но, скорее всего, это была случайность, а не направленный удар.

То есть были прецеденты, но диверсанты чётко понимали, как надо действовать, чтобы не допустить катастрофу и, вместе с тем, нанести экономический и репутационный ущерб оппоненту. Таким образом, опыт целенаправленного удара по АЭС нам подарил XXI век. Я могу сказать: в XX веке люди были умнее.

Беседовал Александр Калинин,

47news

Справка:

Запорожская АЭС — крупнейшая атомная станция в Европе и третья по величине в мире. Станция находится в городе Энергодар примерно в 100 км от Киева. ЗАЭС неоднократно подвергалась обстрелам и атакам беспилотников. Украина и Россия выдвигают встречные обвинения. Украинская атомная генерация - одна из крупнейших в Европе. Её составляют 15 реакторов, которые были построены в советское время. Кроме Запорожской АЭС, атомную энергетику Украины формируют Ровенская АЭС, Хмельницкая АЭС, Южно-Украинская АЭС и не нуждающаяся в представлении Чернобыльская АЭС.