47news побывал на селе, где будет единственная в регионе остановка железнодорожной магистрали за триллионы. Там с виду тихо, но уже переполох, даже аист улетел. И да, "12 стульев" там читали.
Из Москвы в Петербург и обратно скоростные поезда полетят, в том числе, неподалеку от деревеньки Жары (ударение на "Ы") в Тосненском районе. По плану это будет в 2028-м, а пока едем смотреть, что увидят в окрестностях будущие пассажиры, если решат сойти.
Стоимость концессии – более 2 трлн рублей, один поезд - 6 млрд. Ленобласть должна вложить 10 млрд рублей, при том что доля "Жаровской" в общем трафике оценена на уровне 0,1%.
Навигатор приводит к железнодорожной станции "Георгиевская" на Станционной улице, там тупик: "железку" не переехать, дальше лес. Справа на стенде расписание: поезда утром и вечером почти каждый час, днем реже. Касс нет, туалета тоже, только натыканы таблички: "Берегись поезда", "Внимание! Движение высокоскоростных поездов". А так тишина, слышно стрекот насекомых.
На платформе по-приятельски ведут разговор двое мужчин в сапогах и с удочками, с пыльными и красными от жары лицами. Рядом – баклашка с рыбешкой. Ясное дело – рыбаки.
- Знаете, что здесь будет остановка новой ВСМ? – извиняясь, вклиниваюсь в разговор.
Предварительно, остановка будет больше технической, на 1-2 минуты, но с возможностью для пассажиров выйти и зайти.
- Да я знаю. Два часа - и ты в Москве. Лучше бы в Тосно сделали, там все-таки город. А здесь народу - раз-два и обчелся, вообще колхоз, – со знанием дела щурится один.
Второй же кажется ошарашенным.
- Да как здесь остановку-то сделаешь, – говорит недоверчиво. - Это ж надо дома сносить. У нас и сейчас электрички полторы минуты от силы стоят, а скоростные вообще не останавливаются.
В подтверждение его слов мимо шумно, за секунды пролетает "Сапсан". От неожиданности я жмусь к павильону, где сидят мои собеседники. Если семафор предупреждал, за разговором мы не слышали.
- Не будет здесь станции, – продолжает гнуть свое недоверчивый, когда утихает гул. Но вдруг оживляется. – А может, эту трассу усовершенствуют? Для остановки здесь все есть, вот они, платформы, – обводит рукой залитый солнцем бетон.
- Так-то мы на пригородных сюда из Тосно на карьеры за карасиками ездим. А потом с ними за щукой. Но на "Сапсанах" на рыбалку точно ездить не будем, – качает головой второй.
На платформе, тем временем, новое лицо: худощавый мужчина в кепке и с курчавой седой бородой. На мои вопросы отвечает с любопытным акцентом. Кажется потрясенным: "Станция поезда?! Не может быть!! До 400 километров в час??", – его глаза за очками округляются все больше.
До 400 км/ч планируется скорость между крупными населенными пунктами. В городах обещают снижать до 200 км/ч.
Разговорились, представился: Милорад Станкович, родом из Сербии, перебрался в Россию в 2016-м, женился, живет в соседней деревне Красный Латыш (от станции - километр). Там, говорит, транспорта никакого, людей мало, у кого нет машины - единственная связь с миром только из Жар: электрички в Петербург и автобусы до Любани и Тосно.
- Моя жена, она русская, рассказывала, что здесь раньше было здание с кассой, все было устроено, ее дед работал здесь железнодорожным рабочим. Потом все это убрали: людей-то нет. С чего тут ВСМ делать? Вокзальная станция может быть только в Тосно, – убеждает меня серб.
- Тем не менее, решили здесь, – чувствую себя гостьей из будущего.
Мимо проходит пожилой с рюкзаком и хлоп моего собеседника по плечу. Милорад ему: "Постой, ты знал, что в Жарах ВСМ будет, поезда до 400 км/ч, вот даже журналистка из Петербурга приехала!". В ответ такая же буря эмоций:
- Здесь?! Как здесь?? Это зачем нам? Чтобы алкаши зашли и вышли? – растерялся и он.
- Да! И уж начали! Вот смотрите, видите, сколько почистили? – показывает Милорад на выкошенную полосу вдоль железнодорожных путей. – А раньше все это был лес. Значит, будут строить. Это точно! – заявляет мой новый знакомый, еще недавно убеждавший меня, что этого не может быть.
Под шум подъезжающей электрички диктует мне свой телефон и просит держать в курсе. Поезд менее чем за минуту открывает двери, проглатывает всех четверых и отчаливает.
На другой стороне ждут электрички отец с сыном-подростком. В Жарах они собирали ягоды, а сами из Рябово. Там, говорит мужчина, поселок городского типа, есть газ и железнодорожная станция, так что будущая остановка поездов, по его мнению, будет именно там. На меня он смотрит с сомнением – приезд журналистки именно в Жары, кажется, заставил его сомневаться. И похожая реакция будет у всех, кто мне встретился в деревне в тот день: про ВСМ и Жары, может, и слышали, но все это где-то там, "в газетах". Я же своим визитом словно подтвердила это будущее как факт.
Дальше искать собеседников стало сложнее. Ближайших поездов не предвидится, деревня пустует, вся жизнь за заборами на участках под фоновый шум М-10. Пытаюсь пройти по лесной тропе до деревни Красный Латыш, но меня встречают кусты, комары и непролазная жижа. Разворачиваюсь. Дорога от станции выводит к трассе, там тротуаров нет, на тропинках топчутся утки с гусями. Представляю, как здесь пешком в непогоду, пока же терпимо. Пара домов на продажу, на заборе объявление о продаже деревенских яиц. Женщины копаются в грядках, до земли свисают тяжелые яблони. На участках колодцы, есть и общедоступный, но с надписью: "Только для местных".
Остановки в обе стороны пустуют, под крышей почему-то только одна. Ни души и на карьерах, где доставали "карасиков". Тут, видно, пытались облагородить: стоит что-то вроде кабинки для переодевания (стало быть, купаются), есть скамейки и даже стулья, ручной умывальник.
Над трассой - надземный пешеходный переход-тоннель. Он связывает две главные достопримечательности: гнездо аиста на столбе и единственный магазинчик. Гнездо пустует, в магазине без посетителей явно скучает продавщица.
"Да ничего про ВСМ не говорят, – отмахивается она. - Здесь интернет-то не могут нормально провести, люди с модемами сидят. Газ который год обещают, в этом опять не провели. Школы-садика нет, почта ближайшая в Ушаках (6 км), там же магазин побольше есть. А так вся цивилизация в Тосно и Любани. А здесь у нас одни пенсионеры и дачники, в соседнем Георгиевском половина – пьющие", – буднично рассказывает продавец.
Заглядываю в Георгиевское, оно от Жар в километре, от железнодорожной станции - в двух. Там с виду разруха: ветхие домики, все заросло борщевиком, по краям дороги строительный мусор. Кирпичные двухэтажки кажутся приличными, но ощущение глуши, автобус сюда не заезжает. Людей на улицах нет. Будущим пассажирам ВСМ сюда лучше не заруливать, да и вряд ли понадобится.
На остановке в Жарах тем временем появились две пожилые в косынках и с котомками. Бегу к ним наперерез грузовикам по зебре без светофора: страшно – жуть. Женщины тоже разбивают мои представления о деревенской идиллии. Зимой снега по колено, постоянно перебои с электричеством. Чтобы в домах не замерзнуть, нужен хороший дровяной запас. Вода - "как сопли", кто с машинами, ездят закупаться бутылями в соседние поселки. В местном магазине дорого: 5 литров почти 100 рублей. Автобусы старые, ходят плохо: должны раз в полчаса, но, бывает, ждут по часу.
- Так, может, сделают удобные остановки и тротуары, начнется развитие, – рисую я возможные плюсы.
- Нам от этих ваших ВСМ только хуже, они перекроют доступ к лесу, а это для некоторых единственный источник пропитания, там ягоды-грибы. И так ничего у нас толком нет, а еще и воздуха свежего не будет, – отрезает одна.
Другая более деликатна: "Я, честно говоря, не хотела бы. Мы так живем обособленно, у нас все свое - огороды, земля здесь плодородная. У кого козы-куры, корова есть у соседей на той стороне. Даже хлеб многие сами пекут. 30 лет тут живу, ничего не меняется, пусть лучше б так и осталось".
Напоследок звоню человеку из актива деревни – его посоветовали жители. Он уверен, что в Жарах станцию делать невыгодно. Тут всего сотня жителей, и то с дачниками.
- У нас на электричку пять человек садится и 10 приезжает, какой здесь смысл скоростных? На одном разгоне и торможении этой махины сгорят все деньги, что мы за билеты заплатим. А нам, деревенским, не надо в Москву за два часа, нам и за восемь нормально. С другой стороны... Вы же "12 стульев" читали? – спрашивает.
- Вы про Нью-Васюки?
- Здорово было бы: туристы, инфраструктура, ресторанчик поставили бы. Люди же будут приезжать богатые. А то у нас староста обустройство детской спортплощадки не может выбить. Вроде пообещали, но сказали, чтобы он сам эскиз делал. Так он теперь "Скетчап" (программа для 3D-дизайна и архитектурного проектирования) осваивает, а человек уже пожилой.
- На скоростном местные в Петербург поедут?
- Многие наши там работают, - задумался. - До Московского вокзала на электричке ехать 1 час 10 минут. Если быстрее получится, я бы первый начал ездить, но смотря какая цена. У меня сейчас как у пенсионера льготный, 183 рубля.
Предварительно, стоимость проезда между двумя столицами будет девять тысяч рублей, от Петербурга до Великого Новгорода - 1,8 тысячи. Станция Жары примерно посередине, то есть билет, предположим, будет стоить около 900 рублей. Пожалуй, у местных будут сомнения.