Прокуратура пробует новую тактику боя с мобильными аферистами – взыскивать ущерб с  операторов связи. Бизнес широко открыл глаза, а 47news приводит суммы.

Прокуратура Ленобласти на днях подала первый в России иск к оператору связи, который не прервал звонок мошенника с подменного номера. В Ломоносовском суде надзор настаивает на взыскании в пользу пенсионера 250 тысяч рублей, похищенных телефонным аферистом. 21 июня ведомство сообщило еще об одном аналогичном иске. Таким образом, ведомство надеется создать практику защиты от повального бедствия.

Телефонные мошенники в России совершают от 10 до 15 млн звонков ежедневно, сообщал в апреле 2024-го член Совета при президенте по правам человека Игорь Ашманов. По данным ЦБ, за 2023-й год похищено под 16 млрд рублей.

"Как правило, мошенники используют подменные номера. Находясь за рубежом, они с помощью технологий заменяют реальный, иностранный номер на российский. Главные жертвы – пожилые. У них не остаётся сомнений, что звонок поступает с территории России", – говорится в сообщении ведомства.

В своем иске прокуратура ссылается на законодательство: оно обязывает оператора не пропускать иностранный вызов в свою сеть, если номер абонента подменен (статья 13.2.1 КоАП – неисполнение оператором связи обязанности по передаче номера в неизменном виде). Причем для должностных лиц предусмотрен штраф от 30 до 80 тысяч, а юридическим – от 500 до 800 тысяч.

По предварительным данным, первый иск подан к оператору МегаФон. Но в компании сообщили, что не получали. Однако сам факт таких претензий кажется оператору крайне нелогичным.

"МегаФон первым начал строить систему верификации, на ее основе появилась государственная система "Антифрод". Мы активно блокируем звонки с подменой номера, ежедневно более 1 млн. Подключаем к "Антифроду" малых и виртуальных операторов, чтобы лишить мошенников номерной базы", – парируют в МегаФоне, добавляя, что, конечно, мошенники находят новые способы. "Мы оперативно реагируем, работа ведется постоянно несмотря на то, что оператор не может нести ответственности за действия абонента, если тот передает данные третьим лицам", - уверены в компании.

К системе блокировки звонков с подменных номеров "Антифрод" Главного радиочастотного центра, входящего в структуру Роскомнадзора, подключены четыре основных оператора связи и ещё 900 небольших из почти 1200.

По данным Tele2, компанией была разработана антифрод-платформа, способная отличать звонки из банка от мошенников даже при использовании подменных номеров. Ежедневно блокируется около 1 млн вызовов. "Сначала все шло через обычные звонки. Сейчас аферисты уходят в мессенджеры, веб-трафик. Анализируем, комбинируем анализ различных каналов. Но важно, чтобы и граждане не поддавались на манипуляции", - комментируют в компании. На вопрос, какую позицию займут в случае получения иска о возмещении ущерба, ответа получить не удалось.

В Билайне отказались отвечать на аналогичный вопрос. Пресс-служба МТС, получив вопросы, ушла думать.

47news опросил практикующих юристов о шансах прокуратуры. Часть собеседников придерживается примерно такой логики: "На первый взгляд, надзор пытается переложить ответственность на операторов. Это как на производителя ножа возлагать ответственность за убийство".

Сравнение не совсем корректно – в законодательстве есть конкретная норма, которую операторы обязаны соблюдать.

По словам адвоката петербургской коллегии "Правовая защита" Олега Юрочки, поскольку практики по подобным искам еще нет, можно отталкиваться от схожих ситуациях в арбитраже.

"Есть случаи, когда банк допускает по каким-то причинам открытие счета юрлица сторонним человеком. Затем совершаются мошеннические действия. Суд выносил решение о возмещении средств банком, поскольку кредитная организация нарушила свои регламенты и законодательство о банковской деятельности. С операторами может быть похожая ситуация. Если есть регламент, есть и ответственный", – пояснил адвокат.

По его словам, есть еще нюанс – по каждому случаю телефонного мошенничества возбуждается уголовное дело. Но возмещение ущерба в результате расследования – призрачно. В гражданском судопроизводстве есть вероятность получить возмещение. Оператор же теоретически может подавать иск к лицу, признанному виновным по уголовному производству. Другое дело, что в случае с украинским следом перспективы нереальны.

Гендиректор компании-оператора "ТелеСтор" Никита Капитанский (50 тысяч московских номеров) полагает, что все средства для борьбы с подменными звонками есть. "Звонок с номера, который не загружен в "Антифрод", просто не пройдет. Поэтому в ход идут мессенджеры", – считает он. На инициативу прокуратуры бизнесмен отреагировал конкретно.

"Если они хотят отрасль похоронить, пусть так и скажут. Сначала больших накажут, им посильно отбиться, а потом за маленьких примутся. Если кроме Ростелекома им никто не нужен, то – вперед", – заявил он.

В прокуратуре подчеркивают, что заступаться планируется только за незащищенные слои населения. Но остаются вопросы, по каким критериям будет рассчитываться "незащищенность" и насколько подход выдерживает критику с точки зрения равенства граждан, говорят опрошенные нами юристы.