Впервые с начала СВО дрон долетел до особой экономической зоны под Казанью. 47news с экспертами вгляделся в силуэт и представил, во сколько может обойтись полет в один конец.
Число пострадавших от утренней атаки беспилотника 2 апреля в Елабуге увеличилось до 13. Полет дрона над особой экономической зоной Татарстана и пикирование в здание общежития попали на видео. В кадре невооруженным взглядом можно рассмотреть масштабы опасной машины: видны широкие крылья, стойки шасси и пропеллер с хвостом. В целом, силуэт больше похож не на традиционный БПЛА, а легкомоторный гражданский самолет.
Telegram-канал "Пул N3"
- С высокой долей вероятности это был легкомоторный самолет А-22, которые выпускаются на Украине. Строится из авиационного пластика, - предположил в разговоре с 47news военный эксперт, основатель портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев, который также смотрел видео атаки на Елабугу.
Машины выпускает украинское предприятие "Аэропроект". По данным открытых источников, с середины 1990-х произведено около 1000 штук. Пустой самолет весит 306 килограммов, рассчитан на пилота и пассажира. Размах крыльев - 9,5 метров, крейсерская скорость - 130 км/ч. Дальность полета - 580 километров на одном баке в 90 литров. Средняя стоимость б/у-моделей - 5,5 млн рублей.
- Насколько сложно переделать такой самолет под беспилотник?
- Скажем так, гораздо проще, чем собирать новый беспилотник. Это сложно, но вполне по силам инженерам и конструкторам, которые состоят, например, в ВСУ. В первую очередь экономится масса (от отсутствия двух взрослых в кабине - Ред.), устанавливается дополнительный топливный бак, система спутниковой навигации, боевая часть. Судя по кадрам взрыва, в нынешнем случае она больше 10 килограммов - эффект мощнее, чем от "Бобров" и UG-22, которые мы наблюдали ранее. Они могут нести на себе взрывчатку не больше десятка кило.
Руководитель научно-производственного центра "РКИС" Алексей Савин отметил, что оснащение самолетов системами внешнего управления - не новая тема. Собеседник вспомнил, как еще в 2012 году в африканской пустыне Boeing провел краш-тест реактивного лайнера, в котором не было пилотов и пассажиров.
- Уже есть модели беспилотников, которые могут двигаться так же далеко, как обычный винтовой самолет. Вопрос оснащения связан с конкретной задачей и дальностью полета. С точки зрения себестоимости, что называется, почувствуйте разницу: если б/у Cessna стоит пять миллионов рублей, то беспилотник Bayraktar - пять миллионов долларов, - говорит эксперт.
На российском внутреннем рынке потрепанные "Цессны" отдают за 3,2 млн рублей. Модели 1978 года выпуска с небольшим налетом часов предлагают уже за 13,8 млн. Пик предложений - 270 млн рублей. В пятерке самых больших и мощных беспилотников американский Reaper, российский "Охотник", модели из Китая и Великобритании, а также уже упомянутый Bayraktar за 5 млн долларов (461,5 млн рублей). Его вес - 630 кило, может нести до 55 килограммов вооружения: противотанковую ракету и пару управляемых бомб. Для сравнения, украинский "Бобр" (модификация иранского "Шахида") может провести в воздухе до семи часов. Дальность ограничена 1000 километров по прямой.
- В любом случае сегодня мы впервые увидели применение беспилотника дальностью больше 1000 километров, о которых командование ВСУ ранее только заявляло. От Харькова до Елабуги чуть больше 1200 километров по прямой, а он летел зигзагами, - продолжает основатель MilitaryRussia Дмитрий Корнев. - К тому же, стоит понимать, что у всей территории России нет сплошного покрытия системами ПВО, они установлены у наиболее опасных очагов. А вылет из зоны СВО может сопровождаться некой операцией прикрытия. Перемещаться самолеты могут так же, как и беспилотники - вдоль русел рек, ниже берегов или под макушками деревьев. Помогает и материал, который не отражает радиосигнал.
Собеседник сам вспомнил историю немца Матиаса Руста, который весной 1987-го приземлился у Красной площади. В те времена СССР находился в состоянии полной боеготовности и готовился отмечать день погранвойск. Официальные легенды гласят, что офицеры ПВО, сами того не зная, помогали летчику: на одном участке для всех, кто в небе, был включен режим "свой-чужой", на другом его приняли за участника поисковой операции. "Зная, где просочиться, вполне можно пройти", - заключает Корнев. Руст тогда пролетел из Хельсинки до Москвы больше тысячи километров.
- С точки зрения финансов дешевле выпускать беспилотники или легкие самолеты?
- Строительство одного А-22 точно дешевле, чем производство ракеты, скажем, Storm Shadow. Но, разумеется, дороже, если производить самолет специально под удар. Но вот если у вас есть парк из самолетов, которые не используются… Впрочем, в нынешней ситуации ВСУ вряд ли считает деньги на такого рода программы.