Российские авиакомпании за 2023-й и начало 2024 года выкупили у своих иностранных лизингодателей 165 самолетов, подсчитал РБК на основе открытых данных и данных источников. Выделенный на эти цели лимит средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 300 млрд руб. исчерпан, сообщил источник в кабмине.
Выкупленные самолеты — это около 40% от того импортного парка (примерно 400 воздушных судов), который принадлежал западным лизингодателям и остался в России, несмотря на введенные в 2022 году санкции и требования иностранных лессоров вернуть лайнеры.
Крупнейшая российская авиагруппа "Аэрофлот" урегулировала споры со своими лизингодателями в общей сложности по 93 самолетам. Первая партия за средства ФНБ была выкуплена еще в декабре 2022 года — это десять широкофюзеляжных Boeing 777. Затем в течение года группа выкупала самолеты еще несколькими траншами: в сентябре — 18 самолетов и пять двигателей, в октябре — 30 самолетов (тремя сделками, крупнейшая — с SMBC Aviation Capital на 17 самолетов), в декабре — 28 самолетов. В пятницу, 16 февраля, "Аэрофлот" завершил урегулирование еще по семи самолетам с двумя группами лизингодателей. "Соглашения по данным сделкам были заключены в конце 2023 года, в 2024-м осуществлено завершение технических этапов", — заявили в компании.
S7 Airlines выкупила 45 самолетов одним траншем в декабре прошлого года, сообщала компания. Тогда же о выкупе объявили и "Уральские авиалинии" (19 воздушных судов семейства Airbus).
Еще восемь среднемагистральных Airbus A319 перевела в российскую собственность дальневосточная авиакомпания "Аврора", сообщил источник, знающий о сделке. Пять из эти судов, ранее зарегистрированных на Бермудах, были исключены из этого реестра в период с октября 2023 года по январь 2024 года. Это означает, что они "освободились" от двойной прописки (теперь зарегистрированы только в России) и могут беспрепятственно летать за границу.
В целом выкупленного количества самолетов достаточно для того, чтобы обеспечить удовлетворение спроса на международные перевозки, отмечает исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев. Эксперт добавил при этом, что для правительства приоритет заключается в удовлетворении спроса на перевозки по России.