47news дозвонился коллеге-журналисту на остров с раскаленной лавой. Он рассказал, как в небытие уходит рыбацкий город, а местные помогают беженцам быстрее власти, и объяснил, чем реальность отличается от картинки в телевизоре.

Лава вулкана 15 января продолжает заливать полуостров Рейкьянес в Исландии и ближайший рыбацкий городок Гриндавик. Как это происходит, фиксируют онлайн-камеры и вертолеты специальных и экстренных служб. В кадре огнедышащая масса надвигается на дома, которые люди в спешке покидали накануне утром.

фото соцсети

О происходящем на острове 47news поговорил с коллегой-журналистом Андреем Меньшениным. Он живет в Исландии больше семи лет.

- Землетрясение ощущалось и в столице, Рейкъявике. По всей стране стоят датчики, десятки из них показали активность на полуострове: подъем намного выше остальных. Около четырех утра экстренные службы подняли тревогу, приказали жителям эвакуироваться. Как оказалось, не зря - через четыре часа лава начала подступать к Гриндавику.

- Куда едут беженцы? В основном в столицу?

- Совсем не обязательно. Большая часть остановилась у друзей и близких. В местных СМИ сообщают, что только 200 жителям города нужна помощь в расселении. Пока их поместили в большое помещение с высокими потолками, что-то вроде спортзала школы. Там раскладушки стоят рядами, в углу организована стойка с водой и едой. Снять недвижимость будет непросто - студии сдаются за 2700 евро в месяц, однокомнатные квартиры - уже за 4000. До COVID было в два раза дешевле. Но очень мощное профсоюзное движение - бесплатно предоставляются летние дома за пределами города, по-русски - дачи.

видео из соцсетей

До катастрофы в городке было около 4000 жителей. Сейсмическая активность в этой части страны зафиксирована в ноябре, поэтому основная часть уехала. В декабре со снижением регулярности подземных толчков людям разрешили вернуться. В городе даже открылась новая заправочная станция. Власти Исландии уже назвали нынешнее извержение крупнейшим за последние полсотни лет: город изрезан тремя глубокими трещинами. В медиа публикуют историю о рабочем, который провалился в расщелину.

- Основная особенность в том, что извержение происходит не так, как вы привыкли смотреть по телевизору. То есть магма с пеплом вырывается не из жерла горы, а сквозь трещины в самых нижних участках, - продолжает собеседник.

- Что в это время в других городах? Паника, в магазинах скупают продукты?

- Нет, в этом смысле все спокойно.

- Но до Рейкъявика каких-то 40 километров. (Примерно как от Петербурга до Тосно - ред.)

- Дело не в расстоянии, а в направлении движения. Лава идет на юг и юго-запад, в сторону Атлантического океана. А Рейкъявик - на северо-востоке.

- Внутри страны разрешено перемещаться?

- Да, севернее очага извержения находится трасса, которая связывает аэропорт с Рейкъявиком. Движение по ней не перекрыто, хотя во время прошлого землетрясения с извержением в декабре ограничивали. Полеты гражданских судов в районе извержения запрещены - в первую очередь это защита туристов. Для них это отдельный вид развлечения - посмотреть на магму с высоты.

фото из соцсетей

Граждане островного государства в соцсетях делятся фотографиями зарева на фоне космических исландских пейзажей. В тех же публикациях предостережения отчаянных от поездок близко к вулкану - на дорогах дежурит полиция. "Монстр не сдается, бежим!" - подписан один из снимков.

- Может быть, обсуждаются меры, чтобы остановить поток? - спросил 47news русского в Исландии.

- К сожалению, нет материалов, которые бы лава не сожгла (температура огненной массы колеблется от 800 до 1200 градусов Цельсия - ред.). Надежда только на то, что магма скоро закончится. В декабре извержение, по грубым оценкам, продолжалось сутки. Появляясь на поверхности, эта субстанция быстро остужается и становится камнем. Но новые "приливы" разогревают ее, и масса плавит все на своем пути. Чтобы перенаправить поток, возвели огромный земляной вал. Он защищает крупные объекты: геотермическую электростанцию и аэропорт, в который прилетают 99 процентов туристов. Оба стоят западнее очага. От Гриндавика, скорее всего, ничего не останется. Очень жаль - симпатичный рыбацкий городок, по меркам России - поселок городского типа.

видео из соцсетей

Население Исландии - чуть больше 350 тысяч человек, в экстренных службах работают сотни. В местной прессе упоминается институт добровольцев в небольших населенных пунктах - они проходят долгую подготовку и экипируются за свой счет.

- Государство уже как-то участвует? Обещает помощь?

- Вчера транслировали обращение президента, назвал происходящее сильным испытанием. Для власти с технической точки зрения это бедствие локального масштаба. С точки зрения эмпатии исландцев соотечественникам - общенациональная катастрофа. В соцсетях идет параллельная жизнь, люди объединяются в группы и обеспечивают беженцев всем необходимым. Опять же бизнес жертвует на помощь погорельцам. В итоге очень много вопросов решается до того, как подключается государство. Власть решает вопросы макроуровня. Например, когда дойдет до непосредственного расселения. Во время прошлого сильного извержения, в 1970-х для людей, оставшихся без дома, в Рейкъявике построили целый квартал. Видимо, сейчас будет похожая модель.