Мы услышали тех, кто близко и хорошо знал Андрея Константинова. Они говорят, что его смерть пробила в Петербурге огромную брешь.
Бывший губернатор Петербурга Владимир Яковлев, занимавший этот пост с 1996 по 2003 годы, прекрасно помнит Константинова.
- Надежный, добрый, энергичный и твердый парень. Понимал, чем занимается, и у него это получалось. Близким - сил. Это самые главные сейчас слова. Соболезную.
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко был лично знаком с Андреем Константиновым. Виделись неоднократно, и на мероприятиях, и в редакции "Фонтанки" и 47news.
- Знаю, что он болел. Всё равно, его уход очень неожиданный для меня. Это талантливый журналист, человек эпохи, в которой я вырос, и он смог её достоверно и точно описать. Я читал много его книг. Он был открытый, у него не было двойного дна, кому-то нравился, кому-то нет. Но в этом и состоит его профессия и жизнь. К нему всегда уважительно относились, а он ни под кого не подстраивался. Это большая потеря для всех.
Журналист, писатель, основатель Агентства журналистских расследований, "Фонтанки" и 47news Андрей Константинов умер в Петербурге утром 13 декабря 2023 года у себя дома. Последний год он тяжело и неизлечимо болел.
По словам известного петербургского историка, писателя и журналиста Льва Лурье, Константинов последние 20 лет был градообразующей фигурой Петербурга.
- Он создал лучшее издание Петербурга и одно из лучших в России, которое осталось верно себе. Он обладал таким мощным организаторским началом, что одно время говорили о том, не быть ли ему губернатором. Хотя наши общественно-политические мнения не совпадали, я считаю, что он замечательный беллетрист - он один из немногих в России мог создать мощную и разную фабулу, выстроить сюжет. Помогал его опыт армии и участия в военных конфликтах. И конечно он был асом журналистики. Его уход пробил огромную дыру в Петербурге. Я помню каким он был председателем журналистов - создал мощный конкурс "Золотое перо", который действительно показывал, кто есть кто. Он был замечательным медиатором в разговоре с любыми собеседниками, - хоть во власти, хоть в любых других кругах... Где познакомились? Был какой-то слет в Калининграде в начале 2000-х, мы быстро нашли общий язык. Андрей произвел на меня огромное впечатление своим масштабом. Я же из тихой интеллигентной семьи, а за его плечами был такой опыт - Андрей открыл для меня огромные континенты, о которых я лишь подозревал.
Депутат ЗакСа Ленинградской области Андрей Лебедев знал Андрея давно, с 90-х годов. Тогда Лебедев как раз ушёл из уголовного розыска, и они познакомились с журналистом Константиновым на почве обсуждения одной из историй.
- Я настолько давно знаю Андрея, что, кажется, это длилось всю жизнь. Так-то мы познакомились в середине 90-х. Он был в газете "Смена", она располагалась в здании "Лениздата", а я работал в службе безопасности одного банка. Была некая история, и там мы с ним первый раз пересеклись. Никогда не говорили друг другу слов вроде "мы друзья", но это был один из моих самых близких людей. В последние годы без его пятничных "Итогов" у меня не проходила ни одна пятница. Без него не было бы ничего – ни Агентства Журналистских Расследований, ни "Фонтанки". Это тяжёлая личная утрата. В общественной и политической жизни, конечно, тоже.
Игорь Корнелюк - певец, композитор, заслуженный деятель искусств и автор саундтрека к сериалу "Бандитский Петербург", в том числе песни "Город, которого нет".
- Впервые встретил Андрея в 2000-м году на съемках "Бандитского Петербурга", и мы сразу подружились. Стали дружить семьями, отмечать праздники. Я впервые повстречал человека, для которого понятие честь офицера, родина, Россия - это не просто слова. Он ведь все ужасы войны в Ливане, Йемене прошел в юности, после университета, когда мы о таком и не подозревали. Для меня он - образец мужчины и талантливого писателя. Всегда генерировал идеи, любил, когда заканчивал книгу, уехать, уединиться в какое-то глухое место и писать-писать-писать. Потом возвращался и всегда давал почитать какие-то первые верстки своих произведений. Можно сказать, я был один из первых читателей того, что писал Андрей. Помню, 15 лет назад мы ездили с супругами в Вену на рождество, и среди прочего у нас было посещение Венского оперного театра. Фантастический спектакль, искрометный Моцарт, я несколько часов наслаждался музыкой. А когда повернулся к сидящему рядом Андрею, я увидел такое мрачное лицо. Я ему: Андрюша, как тебе опера? И он гениально ответил: "Ради друга я готов терпеть и не такое".
Последний раз они созванивались на прошлой неделе. "Я знал, что он болен, но он говорил, как всегда, с юмором, ненавязчиво и как-то озорно. Насчет болезни всегда отшучивался, а если говорил о ней, то с легкостью. Наверное, поэтому складывалось ощущение, что он выкарабкается из любой ситуации. Это как самолет, который упал на взлете. Мне всегда казалось, что у Андрея еще столько сил и энергии, что он способен сделать еще так много. И я счастлив, что мне довелось с ним дружить, работать. Мне так тяжело, я даже не могу подобрать слова и не могу представить".
Шведский журналист, писатель и автор фильмов про преступный мир России Малькольм Дикселиус. Вместе они работали над книгами "Бандитская Россия" и "Преступный мир России".
- Я настолько тесно связан с Андреем, очень печально всё это слышать. Из россиян, с которыми знаком, он, безусловно, самый важный, самый близкий. В последние годы, конечно, меньше общались: пандемия, международная обстановка... У нас давно не было открытого серьёзного разговора, я хотел такую беседу. Очень тяжело слышать, что мы разошлись без этой последней встречи. В октябре у меня вышла книга "Исповедь обрусевшего шведа". В ней я подробно рассказываю о наших отношениях, о начале творческого пути Андрея, одна глава - целиком о нем. Как писатель Андрей начался буквально в моем доме, ровно 30 лет назад. У меня он писал "Бандитскую Россию".
Очень хорошо помню нашу первую встречу. Мы встретились в газете "Смене", где он тогда работал, в 1993-м. Сразу нашли общий язык, он - военные переводчик, я - парашютист и переводчик. Стали дружить буквально с первого дня. Я предложил Андрею соучастие в документальном фильме о мафиозных структурах Петербурга. Кино вышло в 94-м. Потом заказ от шведского издательства на книгу о российской мафии, потом еще одна, потом ему предложили "Бандитский Петербург". И в сериале по этой книге Андрея мне тоже в итоге довелось сняться.
Ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков рассказал, что был знаком с Андреем Константиновым с 1998 года. Подружились на почве исследования криминального мира:
- Сильный и талантливый человек, основатель криминальной журналистики и жанра "Бандитский Петербург". Не только бренда, применительно к городу, но и в целом. Мы много общались, были друзьями. Любая смерть неизбежна и трагична. Но главное, что человек оставит после себя, что будет из этого жить. Андрей Константинов оставил многое.
Востоковед, участник боевых действий в Афганистане, Чечне, полковник в отставке Борис Подопригора создал с Константиновым роман "Если кто меня слышит: легенда крепости Бадабер".
- Я до сих пор нахожусь в сверхэмоциональном состоянии, сколько-нибудь рассудительные оценки дать не готов. Но я действительно считаю Андрея одним из наиболее ярких представителей петербургской литературы по крайней мере последних тридцати лет. Думаю, что в этом качестве он не менее интересен и не менее заслуживает внимания, чем Довлатов и даже, я бы сказал, Бродский. Это совсем другой уровень постижения той реальности, которая была продиктована тем временем, в котором мы все жили. В этом смысле Андрей не превзойден. В будущем о нем скажут больше.
Помним. 47news