Несмотря на санкции, большинство морских терминалов Ленобласти и Петербурга работают на экспорт с прибылью. 47news показывает, что c грузовой базой на берегах Финского залива.

По итогам десяти месяцев 2023 года через все морские порты России прошло 751,5 млн тонн грузов, что на 8,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом порты Балтийского бассейна - областные Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Выборг, а также Большой порт Санкт-Петербург и Калининград — перевалили 210,9 млн тонн, то есть 28% общероссийского объема. Больше прошло только через Азовское и Чёрное моря — 251,3 млн тонн. А лучшую динамику демонстрирует Каспий, там увеличили перевалку на +36,1%.

1.jpg

На Балтике больше всего грузов прошло через полтора десятка терминалов порта Усть-Луга. За десять месяцев этот порт обработал 98,1 млн тонн. Он по-прежнему крупнейший на Северо-Западе, хоть и потерял 3,2% по сравнению с прошлым годом.

Ещё один просевший порт на Балтике — Высоцк, где работают ООО "Порт Высоцкий", ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II" и ООО "Криогаз-Высоцк". Здесь потеряли почти 18%, перевалив 11 млн тонн.

Небольшой Выборг подрос на 15,5% с 0,99 до 1,15 млн тонн, сырьевой и экспортноориентированный Приморск на 9,1% до 52,6 млн тонн, а Большой порт Санкт-Петербурга сразу на 23,5% до 40,1 млн тонн грузов.

2.jpg

Нефть

С нефтью в Балтийском бассейне работают терминал ООО "Приморский торговый порт" в Приморске, ООО "Невская трубопроводная компания" (НТК) в Усть-Луге — конечная точка трубопровода БТС-2, а также ООО "Лукойл-Комплексный нефтяной терминал" в Калининграде. Всего через терминалы Балтики с начала года было перекачено 66,2 млн тонн нефти, рост составил 5,6%.

НТК, среди совладельцев которой ПАО "Транснефть" и "Толинг" Андрея Бокарева, нарастила перевалку нефти на 8% до 28,4 млн тонн. "Приморский торговый порт", также контролируемый государственной "Транснефтью", в период с января по октябрь сделал 37,4 млн тонн, что почти на 4% больше, чем годом ранее. А калининградский терминал просел на 6% до 0,2 млн тонн.

3.jpg

Нефтепродукты

В отличие от нефти, перевалка нефтепродуктов в портах Балтийского бассейна упала. За десять месяцев такого налива на морских терминалах Северо-Запада было 46,4 млн тонн. Падение составило 21%.

Выросли нефтепродукты только у двух портовых комплексов: в Усть-Луге у "НОВАТЭК-Усть-Луга" (+7,8%) и в Приморске у всё того же ООО "ПТП" (+24,8%). Первый перевалил 5,8 млн тонн, а второй - 15,1 млн тонн.

Кроме этого, в Уст-Луге через АО "Усть-Луга Ойл" на экспорт ушло 6,2 млн тонн нефтепродуктов (-66%), через ООО "Портэнерго" - 3,3 млн тонн (-8,7%).

В Большом порту через "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ) прошло 6,2 млн тонн нефтепродуктов (-6,9%). Также в Петербурге с нефтепродуктами работали ЗАО "Интерферрум-Металл" (-17,5%), "Контур Спб" и ООО "Балтимор".

В Высоцке терминал ООО "РПК-Высоцк Лукойл II" в этой номенклатуре упал почти на 16% до 8,7 млн тонн.

Доля калининградских комплексов "Лукойл-КНТ" и "КМП"-Калининградский филиал ФГУП "Нацрыбресурс" в балтийской перевалке нефтепродуктов незначительна.

4.jpg

Минеральные и химические удобрения

Серьёзнее других грузов в портах российской Балтики выросли удобрения. За десять месяцев они рванули почти на 71%. Всего их здесь перевалили 24 млн тонн.

Большой порт Петербурга увеличил работу с удобрениями сразу на 195%. Выросли все стивидоры работающие с этим грузом: "Нева-Металл" - до 912,7 тыс тонн (+118%), "Балтийский балкерный терминал" - до 4,3 млн тонн (+89%), "Морской порт Санкт-Петербург" - до 678,2 тыс тонн (+84,4%), "Петролеспорт" - до 1,3 млн тонн (+129%), "Морской рыбный порт" - до 784 тыс. тонн (-77,8%), терминал "Феникс" в Бронке — до 2,4 млн тонн.

Единственный, кто проседает по удобрениям, - "Европейский серный терминал" в Усть-Луге. Он снизил показатели на 6,2% до 3,3 млн тонн. Зато другой усть-лужский терминал - "Ультрамар" - нарасти объёмы почти на 33% до 8 млн тонн удобрений.

Совсем немного, а именно 201 тысяча удобрений прошла через выборгский терминал "Порт Логистик", но это +8,1%.

5.jpg

Уголь и кокс

Главные объёмы угля на Балтике проходят через терминалы Усть-Луги. Если на всей Балтике в период с января по октябрь было перевалено 38,7 млн тонн угля и кокса (+13,8%), то непосредственно в Усть-Луге 36,6 млн тонн (+20%).

Существеннее других, считай в три раза, работу с углем увеличил усть-лужский "Ультрамар", который вырос с 2,6 млн тонн до 8,5 млн. АО "УЛКТ" обработал 2,3 млн тонн (+64%), ООО "УПК" - 3,7 млн тонн (+15,6%). Лидер - комплекс "Ростерминалуголь" упал на 1,6% до 17,2 млн тонн, а "Терминал Новая Гавань" сократил работу с углём на 23% до 162 тыс. тонн.

В Выборге "Порт Логистик" сократил перевалку угля до 748,8 тыс. тонн (-1,6%). Угольно-коксовые объёмы петербургских терминалов "КЦТЛ" и "Тетрамет" незначительные.

6.jpg

Зерновые

Зерно продолжает оставаться экзотикой для портов Балтийского бассейна. Их доля в общероссийской зерновой перевалке составляет примерно 1,5%, а основные мощности расположены на Азовском и Чёрном морях. Тем не менее, с конца апреля перевалку зерна начал ООО "Порт Высоцкий". По итогам десяти месяцев в Высоцке перевалили 402,5 тыс. тонн зерна.

Кроме Высоцка, в 2023 году в Балтийском бассейне зерно переваливают ещё четыре стивидора: один — из Петербурга, три — из Калининграда. С января по сентябрь петербургское ООО "КЦТЛ" обработало 86,68 тыс. тонн, "Калининградский МТП" - 25 тыс. тонн, "Портовый элеватор" - 89 тыс. тонн, а "Содружество Соя" — 263,3 тыс. тонн.