15-летняя школьница помогла 47news поговорить со сверстниками об их переживаниях. Тут индекс тревожности отличается. Все же их восприятие времени – показатель.
В конце октября "Ъ" назвал главный источник страхов россиян за последнее время – чужие беспилотники. ("Индекс тревожности" измеряется регулярно на основе анализа новостей СМИ, постов, комментариев в соцсетях). Чего боится молодое поколение, для 47news узнала Полина Рудашевская. Петербурженка, школьница, ей самой 15 лет. Она знает, как говорить в своем кругу.
- Что для тебя страх? – веером спрашивала девушка у тех, кто согласился открыто и искренне поговорить об этом. Да и готов был подумать.
"Для меня страх – это то, что появилось еще в детстве и живет до сих пор. Страх - это то, что мешает мне быть собой, найти и принять себя. Иногда кажется, что он сильнее всего существует во мне…". (Лариса Зинченко, 25 лет).
"Страх – это чувство, что случится что-то такое, чего ты сильно не хочешь. Страх - это противоположность твоим желаниям и чувствам". (Анастасия Шурыгина, 18 лет).
"Для меня страх – это нежелание, чтобы что-то произошло. Хотя, с другой стороны, страх полезен, но при этом чертовски неудобен. Он может как привести к действию, так и парализовать тебя". (Мила Квятковская, 17 лет).
"Это чувство поглощает тебя, притупляет твои чувства. Животное начало, которое невозможно контролировать". (Кристина Войнова, 19 лет).
Конечно, страхи могут одолевать как одного человека, так и целое поколение, даже весь мир (Вспомним ковид). И мы вряд ли знаем, какой следующий страх захватит наши чувства.
- Какие у тебя есть страхи? Чего ты боишься?
"На самом деле их настолько много, что тут и не описать все. У меня есть страх сказать глупость, страх быть неуместной. Ощущение, что ты не можешь быть тем, кто ты есть. Страх того, что ты на самом деле один существуешь в этом мире и один из него уйдешь. Что все отношения в жизни — это иллюзия временного счастья. Я боюсь одиночества. Боюсь, что я исчезну и меня не будут помнить. Часто я боюсь, что упущу что-то важное из-за своей глупости". (Лариса Зинченко, 25 лет).
"У меня очень много разных страхов. Больше всего я боюсь остаться одной, не найти свою любовь, своего родного человека… Я переехала в Петербург два месяца назад и недавно начала бояться ссор — когда я ругаюсь с важными и близкими людьми, мне становится плохо. Это очень неприятное чувство. Я просто очень боюсь потерять связь с ними, ведь мои родные так далеко от меня сейчас. Я боюсь перестать их чувствовать, боюсь, что никто не поможет мне…". (Анастасия Шурыгина, 18 лет)
По ощущениям Полины, будущее часто пугает подростков, ведь юность - это время первых осознанных решений и шагов во взрослую жизнь. По словам ее приятелей, сейчас же "твое личное будущее становится созависимым от будущего мира", "оно становится все более непредсказуемым". Так что они думают, что будет через год, через неделю, "проснемся ли мы завтра вообще?"
- Пугает ли тебя будущее?
"Страх за свое будущее у меня есть, но он не постоянен. Он кочевник – приходит и уходит, когда вздумается, а если приходит, то ломает все на своем пути: и планы, и мечты, и мотивацию. Мне не страшно за будущее поколения. Возможно, я идеалистка, но я уверена, что глупые люди есть, были и будут всегда, и по ним судить бесполезно. Будущие поколения будут воспитываться нами, так что все в наших руках. Я верю, что, если быть честным и искренним, все выйдет". (Мила Квятковская, 17 лет).
"Мы все сейчас живем будто бы в страшном ожидании чего-то. Если говорить в глобальном плане, то мне страшно от того, что человек перестал что-то стоить в этом мире. Сейчас все перевернулось с ног на голову – мы постепенно уходим все дальше от человеческого. Мне страшно видеть зло, и я боюсь, что оно есть и во мне… Думаю, многие сейчас переживают подобное тревожное состояние. Мне хочется верить, что все наладится и наше поколение найдет какой-то новый путь". (Лариса Зинченко, 25 лет).
"Я думаю, что страх за свое будущее есть у каждого неравнодушного человека. У молодого поколения, он, кажется, наиболее острый. Есть ли у меня страх за будущее поколения? Наверное, он есть. Я очень эмпатичный человек, и меня волнует все происходящее в мире. Но, наверное, все чаще я убеждаюсь в том, что я одна - ничего не сделаю. Хотя мне очень тяжело наблюдать за тем, куда катится мир. Меня пугает не будущее поколение, а злоба в людях. Человек становится все циничнее и злее". (Анастасия Шурыгина, 18 лет).
Безусловно, Полина не говорила с тысячами, но 47news не считает эти короткие откровения ничтожными. Они отражают то, что отражают. Принимают ли это взрослые – вопрос не к молодости.
Полина Рудашевская для 47news
Благодарим: Анастасию Шурыгину, Ларису Зинченко, Кристину Войнову и Милу Квятковскую