Спор о глиноземе взлетел до геополитики. Строить завод поручил президент - санкции. И родилось противопоставление "кто против завода, тот против России".

По данным 47news, недавно власти Ленобласти обратились к главе Роспотребнадзора Анне Поповой с просьбой объяснить гражданам разницу между глиноземными заводами прошлого и настоящего. Поводом стал зарождающийся протест против строительства завода компанией РУСАЛ. Как сообщили в правительстве Ленобласти 2 ноября, жителей Соснового Бора "пугают красной пылью, негативным воздействием на здоровье и экологию, "как в Ачинске".

Ачинский глиноземный завод в Красноярском крае - крупнейший в стране, принадлежит РУСАЛу. Мощность 1 млн тонн в год, около 4 тысяч сотрудников. По СПАРКу, оборот в 2020-м 30 млрд, прибыль 871 млн. Построен в 1970-м.

В обращении к Поповой за подписью губерантора Александра Дрозденко говорится - глиноземные заводы России построены более 60 лет назад, но мировые технологии за это время сильно изменились. И вывод: в стране нет образцов для проекта для строительства в Ленобласти.

Недавно в Китае побывала делегация во главе с Дрозденко. Посетили и современный глиноземный завод. Долю в нем недавно купил РУСАЛ. В официальных сообщения подчеркивалась безопасность этого производства. Подчеркивалось, что рядом на ферме живут креветки.

Активистов, выступающих против строительства, в правительстве называют "противниками политики укрепления технологического суверенитета страны, которые нечаянно или намеренно "тасуют" факты".

Клинч с РУСАЛом выходит на федеральный и геополитический уровень. Причина проста своей сложностью - строительство завода запланировано по поручению президента и правительства "для компенсации утраченных мощностей по производству глинозема, расположенных в недружественных государствах". Таким образом, рождается противопоставление "кто против завода, тот против России". Понятно, что вместо названия страны можно подставлять фамилию президента. Кстати, на этом фоне, в ином свете представляется передача в администрацию президента подписей против строительства завода.

После начала спецоперации крупнейший поставщик глинозема, Австралия, ввела запрет на экспорт в Россию, у РУСАЛа отобрали долю в глиноземном заводе. На Украине компания лишилась доступа к Николаевскому глиноземному заводу.

По данным 47news, к противникам причислены оппозиционные структуры: представители КПРФ, нежелательные в России организации и иноагенты. С коммунистами все очевидно, - речь про депутата ЗакСа Ивана Апостолевского, системно выступающего против.  С остальными - любопытнее.

По мнению чиновников, нескольким социально ориентированным НКО якобы предлагалось от 4 до 10 млн безотчетных рублей за поддержку экопротеста. Автором предложения называют "Гринпис", деятельность которой признанна нежелательной в России. К слову, в публичном поле вокруг завода эта международная организация не появляется. Что касается "иноагентов", остается неясным, кто имеется в виду.

Если же отбросить конспирологию, то протестная активность в серьезной мере подогревается дефицитом информации - ни примерных параметров проекта, ни даже 3D-эскизов в открытом доступе нет. Как нет в паблике соглашения между Ленобластью и РУСАЛом и постановления правительства РФ. Работа с гражданами ограничивается успокаивающей риторикой и несколькими сюжетами на ТВ в положительной стилистике.    

Тем временем, одним из пронзительных аргументов активистов стало исследование Роспотребнадзора "Об особенностях заболеваемости детей, проживающих в зоне влияния предприятий по производству глинозема". Проводилось в 2014 - 2016 годах в Красноярском крае, где находится завод в Ачинске. Тогда были выявлены аллергические заболевания и патологии у детей в этой зоне. Собственно, это исследование и просит скорректировать правительство Ленобласти Анну Попову.

Как указывают чиновники, Красноярский край и Ачинск под завязку забиты промышленными предприятиями, но вывод делается не по совокупности выбросов, а приписывается исключительно глиноземному заводу, что следует из названия исследования. "Анализ воздействия выбросов завода не приводится, но в то же время есть данные о том, что на границах санитарной зоны нет превышения предельно допустимого уровня риска" - говорит один из собеседников в правительстве.

Ленобласть просит "во избежании эскалации напряженности, вызванной использованием некорректных допущений …дать поручение повторно проанализировать полученные результаты негативного воздействия глиноземных производств, либо изменить название исследования с указанием влияния металлургических производств в составе промышленного кластера". Еще один предлагаемый вариант - провести новое исследование, уточнив методологию.

В своем ответе Попова говорит, что глиноземное производство, действительно, безопасным назвать сложно. Но интерпретацию исследования своего ведомства называет некорректной, поясняя: "...Полученные научные данные свидетельствуют исключительно о влиянии технологии производства металлургического глинозема Ачинского комбината на население Ачинска. Ошибочно экстраполировать представленные результаты на новую технологию производства, реализация которой запланирована на новом производстве в Ленинградской области".

Виктор Смирнов,
47news

Справка:

Планы построить завод в Сосновом Бору встретили протест. Активисты требуют референдум. Опасения связаны с экопоследствиями соседства. Предприятие рассчитывают построить к 2028-му, рассматривается площадка в 15 километрах от Атомограда.

Соглашение о строительстве на ПМЭФ-2023 подписали Александр Дрозденко и директор "Русский алюминий Менеджмент" Евгений Никитин. На предприятии будут трудиться 7500 человек, инвестиции - 400 млрд рублей.

"РУСАЛ Менеджмент" на 100% принадлежит РУСАЛу Олега Дерипаски. Выбор площадки обусловлен энергоемкостью производства - рядом ЛАЭС. Второй фактор - удобная логистика через порт в Усть-Луге.