Почему толпа вдруг рванула в международный аэропорт, 47news спросил собеседницу с Северного Кавказа. Там Украина и Ближний Восток – только этапы другого протеста.

Владимир Путин вечером 30 октября проведет расширенное совещание с силовиками и членами Совбеза по поводу ситуации в Дагестане. Обсуждать будут "попытки Запада использовать события на Ближнем Востоке для раскола общества", анонсировал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

"Возможно, это и так. У нас еще ходит версия об участии силовиков и просто о том, что у народа наболело. Мне ближе последняя", – говорит 47news 35-летняя Альбина из Махачкалы. Говорили мы, разумеется, не о конспирологии телеграм-каналов.

Толпа недовольных жителей Дагестана собралась у международного аэропорта Махачкалы вечером 29 октября. Это случилось после того, как в республике стала распространяться информация о "беженцах" из Израиля, прилетающих в Махачкалу. Недовольные ворвались на территорию аэропорта и проникли на летное поле. Произошла стычка с силовиками. По данным СМИ, у аэропорта собралось больше 1000 жителей Дагестана. Следственным комитетом возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках. В преступлении подозревают больше 150 человек, задержаны 60. Аэропорт возобновил работу днем 30 октября.

- Были какие-то предпосылки вчерашней бури?

- Может быть, это банально, но наш менталитет, правда, отличается от жителей остальной России. Мы же говорим об обычном народе, не об элитах. Каждый второй дагестанец – религиозный, то есть кроме ежедневных обрядов каждую пятницу – на общую молитву в мечеть. Есть особая народность горских евреев, у нас их называют таты, все время жили друг с другом мирно. Но именно из-за религиозности происходящее в секторе Газа с самого начала воспринимается, как будто погибают твои земляки. В местных пабликах круглосуточно публикуют фото убитых детей, женщин, стариков. И наш народ давно возмущался, что муфтий и власти не высказываются о происходящем, хотя бы официально не осуждают. Так что сейчас, по ощущениям, большинство поддерживает толпу – мол, правильно вышли... Это, кстати, уже не первая акция у аэропорта. Кажется, на прошлой неделе тоже собирались с флагами Палестины. И что сделала полиция и ФСБ? Ничего, никакого усиления. Власть, опять же, ничего никому не объяснила. А мы так устроены, что надо чуть ли не с каждым отдельно разговаривать, объяснять.

Видео - толпа участников массовых беспорядков в вестибюле аэропорта Махачкалы Уйташ; группа "ЧП Дагестан", "ВКонтакте"

Собеседница 47news с детства жила в одном из ближайших к Москве регионов. Семь лет назад осознанно переехала в Дагестан, где много родственников. До этого работала в прокуратуре, теперь – юрист в частном секторе экономики.

- В первые полтора часа могло сложиться впечатление, что силовики не противостояли бунтарям. Что думают местные?

- Мне кажется, они сами не ожидали, что так далеко зайдет: мол, сами угомонятся и разойдутся. Вообще, обыватели к силовикам и, в частности, к полицейским, испытывают, мягко говоря, ненависть. Считается, что если работаешь в системе, ты "низкий" человек. В первую очередь - из-за количества уголовных дел, не всегда возбужденных справедливо и с достаточными доказательствами. Те же контртеррористические операции у местных вызывают только усмешку. На них же каждый раз выделяются деньги. Меня знакомые перед переездом часто спрашивали: "Как же поедешь, там же постоянно стреляют, взрывают". На самом деле эти операции для большинства проходят незаметно... Но в случае с аэропортом большинство считает, что бить полицейских кирпичами было перебором. Возможно, стоило и самолет отправить в другой аэропорт. Понятно, что для перевозчика это деньги, но удалось бы избежать стычек.

Видео - паблик ВК "ЧП Дагестан" - участники массовых беспорядков у аэропорта Махачкалы раскачивают машину полиции

- И все-таки - почему внезапно и в Дагестане? Остальной Северный Кавказ меньше переживает за Палестину?

- Почему, - перед этим в Карачаево-Черкессии подожгли еврейский центр, до этого у такого же здания в Нальчике жгли покрышки.  Понятно, что в Чечне - сильнейшая централизация и все зависит от решения одного человека. Вот мои друзья в центре России говорят: "Мы вне политики". А у нас в прямом смысле люди в нее погружены: читаем новости, смотрим видео, пересылаем друг другу фото. И еще осталась обида с начала частичной мобилизации. Кажется, тогда ни в одном регионе России столько мужчин не забрали, как у нас. У меня сестра работает в такси, рассказывала, как звонили клиенты: водителя остановили посреди дороги и увезли. Забирали из аулов (это что-то вроде деревни, только гораздо меньше). Практически из каждой семьи. Тогда бунт устроили женщины, а остальные россияне комментировали в соцсетях: "бараны", "да у них нормальных мужчин нет". Власть тогда ни к кому не вышла, ничего не объясняла, а позже заявили о провокациях. Сейчас примерно то же самое.

Накануне событий в аэропорту группа агрессивных людей пришла в хостел в Хасавюрте после информации о якобы заселенных израильтянах. Власти Чечни голосом министра по национальной политике Ахмеда Дудаева предостерегли соотечественников от участия в провокациях. Теперь же в дагестанских пабликах гражданам Израиля и их сторонникам пишут "мы вас ненавидим" и "Вам стыдно за поведение нашего народа? А миру не стыдно за 8000 убитых? Из них половина - дети".

- Еще наш народ - очень эмоциональный. Парни активно занимаются спортом, мужская честь и достоинство – не пустой звук. Горизонтальные связи широкие, не обязательно всем читать телеграм-каналы, достаточно общаться с ровесниками. Это мои родители работали в органах, бывший начальник мамы, еврей, – замечательный человек. Я сама светская и к иудеям отношусь нормально. Но мы - не большинство. А оно, разумеется, не знает, что за акцию в аэропорту можно получить от 8 до 10 лет. И как будто только что узнали, что летают самолеты из Тель-Авива, хотя это продолжается уже много лет. А слово "беженцы" – своего рода тригер. Люди не готовы их встречать и терпеть. И уже никто не разбирается: это дагестанский бизнесмен летит транзитным рейсом или семья, которая уезжала лечиться в Израиль. И даже воинственно настроены к уехавшим землякам – мол, не надо возвращаться, если столько лет поддерживали политику государства.

Видео - толпа у аэропорта Уйташ в Махачкале. Полиция уговаривает не нарушать порядок и обещает присоединиться к митингу

- Есть еще мнение, что Дагестан прогремел потому, что там - самая слабая власть из всех республик.

- Родственники любят меня ловить на симпатиях к [действующему главе Дагестана Сергею Меликову. Но мне он кажется достойным руководителем, хорошим оратором, способным навести порядок. Вопрос в команде – в основном, это засидевшиеся чиновники. Уровень коррупции в Дагестане, наверное, в 50 раз выше региона, откуда я переехала. Сюда же – проблемы в сфере ЖКХ. На улицах Махачкалы – скрутки проводов, как в индийском Мумбаи. Земля, которая должна быть в госсобственности, нередко оказывается приватизированной. Регулярно отключают свет и воду. Местные обсуждают, что с помощью этого делают перерасчет и списывают долги предприятий. Приезжала делегация из 200 энергетиков. Но они у нас отдохнули и, кажется, ничего не исправили. И вот так  - каждый новый руководитель региона приходит, удивляется и думает, как это все поднимать.

С начала 1990-х в Дагестане сменилось пять руководителей. Глава региона избирается депутатами Народного собрания из трех кандидатов, предложенных президентом. С октября 2021 года руководит республикой Георгий Меликов, по национальности – лезгин. До него управлял Дагестаном бывший вице-спикер Госдумы Владимир Васильев.

- Конечно, все случившееся скажется на инвестициях и туристическом потоке, который буквально только начал расти, – продолжает собеседница. - Но наши уже делятся мнениями: "Может, и нафиг такие туристы нужны. Ходят полуголые, а женщины курят на улицах" (по нормам ислама, женщина может дымить дома или в закрытом помещении – прим.ред.). Бывает, что могут остановить на улице и сделать замечание, а в ответ: "А у вас здесь что, не Россия?!" Ну, местные тоже на слова не скупятся – мол, что тогда к нам приехали. И начинается.

- По ощущениям, после аэропорта будут новые волнения?

- Скорее всего, те же силовики примутся закручивать посильнее. Возможно, будут по одному отлавливать в группах и чатах, проводить беседы. Это, в целом, распространенная практика. Непонятно только, что делали до этого.