Потерявшие сыновей женщины второй год ведут спецоперацию в судах. Нерадивые папаши, ухмыляясь, вырывают у них миллионы. 47news услышал про риск для живых.
С весны 2022-го в России формируется новая судебная практика. Матери погибших на СВО бьются с отцами за выплаты, которых, по их мнению, экс-мужья не достойны. Суды решают по-разному, а женщины, понятно, переживают.
47news рассказывал, как в мае этого года Смольнинский суд Петербурга удовлетворил иск жительницы Горбунков Анастасии Юдиной, чей сын Кемал погиб на СВО весной 2022 года. Как следует из сообщения пресс-службы судов, речь шла о сумме более 14 млн рублей (5 млн "президентских", 2 млн региональные выплаты, порядка 3 млн по страховке военнослужащих и единовременное пособие от Минобороны около 4,5 млн). Выплаты положены ближайшему составу семьи: супруге, детям, матери с отцом, делятся поровну. Если жены и несовершеннолетних нет, то все в равных долях уходит родителям.
Тяжба для матери еще не закончена: на днях она рассказала 47news, что экс-супруг оспорил решение.
- Буду бороться до конца. Мне говорили, что я не мать, раз побежала в суд, что мне только деньги нужны. Но дело в чести сына. Он не хотел бы, чтобы этот "биоматериал" что-либо получил и имел статус семьи ветерана боевых действий. То же движет и другими матерями, где эти "доноры" повылезали из кустов. Их совесть будет грызть землю, в которой лежат наши дети, - сказала она 47news.
По словам женщины, родной отец Кемал ушел из семьи через полгода после рождения ребенка. Живет в другом регионе, обзавелся новой семьей, мальчиком не интересовался, алименты не платил. О смерти сына узнал от нее, на похороны не приехал. Потом сразу подал документы на выплаты, но их "заморозили" до решения суда. Отчим Кемала, который растил мальчика с 8 лет, рыдал над гробом, а потом пошел добровольцем, автомат подписал "за сына". Как неродному, выплаты ему не положены.
- Что в суде самое сложное? - спросил у матери 47news.
- Было трудно найти адвоката, не брался никто. Доказательств и свидетелей, что отец не общался с сыном, у меня достаточно. Но все это морально тяжело. Поэтому многие боятся идти в суд - матери просто не выдерживают, - отметила собеседница.
Одна из женщин, затеявшая судебную тяжбу, начала разговор с журналистом и безудержно разрыдалась. Продолжить беседу не удалось.
По словам Анастасии, нужен закон, блокирующий выплаты до выяснения всех обстоятельств. "Почему скорбящие женщины должны годами терзаться в судах и доказывать, что в одиночку растили героев? Пусть "биоматериалы" сами доказывают, что достойны", - возмутилась она.
Жительница Карачаево-Черкессии Оксана Назаренко судится с экс-супругом с июля прошлого года. С каждым заседанием, говорит, ее "все сильнее колотит", держится благодаря психологу. В первой инстанции выиграла, но вторая и третья приняли сторону другого родителя. Сейчас ждет Верховного суда.
- Пусть лучше эти деньги никому не достанутся, но только не ему. Андрей (сын) ему не нужен был. Он раненый в госпитале лежал, рука, нога оторваны, вся спина изрешечена. Отец ни разу к нему не приехал. Но на похоронах был и за деньгами побежал. На суде ухмылялся. Я когда вышла из кассации, готова была его растерзать, - вспоминает Оксана.
Рассказала, что родной отец жил с ребенком до трех лет. С восьми стал платить алименты: 1200 рублей в месяц (официально работал на полставки на минимальном окладе). Встречи с сыном в детстве можно по пальцам одной руки перечесть. Переписка в соцсетях за все годы - несколько предложений.
По словам матери, на заседаниях предоставил ту самую куцую переписку, фото в 7 лет Андрея на море, куда один раз с ним выезжал, и распечатку с сыном в военной форме, которую Оксана у себя же выкладывала в соцсетях.
В пользу биологического отца сыграли алименты, на сумму никто не смотрел.
- Даже если проиграю, может быть, останется какая-то зацепка, которая поможет другим женщинам. Мне терять уже нечего, сын один-единственный был. А что меня попрекают деньгами, мне наплевать, - говорит мать.
- Почему раньше не лишили мужа родительских прав?
- Не хотела травмировать сына. Андрей рос, зная, что у него есть папа. Он всегда тянулся к нему.
Связаться с экс-супругом Оксаны не удалось.
Другие истории с разной долей драматизма похожи. Были женаты или просто жили вместе, потом расстались. У многих уже новые семьи. Родной отец числится в свидетельстве о рождении, а был ли в жизни — решает суд.
Жительница Нижегородской области Елена привела на заседание вереницу соседей, знакомых, учителей, которые подтверждали, что женщина растила двоих сыновей в одиночестве, а их родной отец пил и не помогал. На похороны не приехал.
Отец же смог доказать, что после развода в счет алиментов оставил семье свою долю в квартире, ушел жить к матери. Отношения с экс-супругой не ладились, с сыном виделся изредка на стороне. Предоставил справки, что у нарколога не наблюдался. Свидетели тоже нашлись, как и фото отца с ребенком. На похоронах не был, потому что не знал. "Он сам проходил службу в военно-воздушных войсках, награждался благодарственными письмами, и сын Артем с детства был одержим мечтой быть защитником отечества", - говорится в материалах суда. Матери в иске было отказано.
Журналист 47news поговорил с биологическим отцом Кемала Юдина, дошедшим до апелляции.
- Вы там с военными сами решайте, причем тут я. Это они настояли на апелляции. Говорят, на суде было много нарушений, - кажется, с раздражением оборвал он.
- Как считаете, имеете право на выплаты?
- Я их не взял бы, все ей бы отдал. Мне без разницы было, - и бросил трубку.
Юристы отмечают, что практика по таким делам только начала формироваться, при этом найти в открытых источниках решения судов крайне сложно. В целом, тенденция такая: если суд установит, что имелись основания для лишения родительских прав при жизни ребенка, то они аналогии применяются в случае его гибели.
- То есть лучше озаботиться заранее?
- Большинство женщин о таком не задумываются. В том числе о том, что биологический отец, став нетрудоспособным, может потребовать уплаты алиментов от своего совершеннолетнего сына или дочери. Более того, родитель может претендовать на имущество ребенка по наследству, - рассказал адвокат Артем Чекстер.
- Сложно лишить прав ушедшего отца?
- Есть четкий перечень оснований. Родитель должен не только содержать, но и заниматься воспитанием, духовно-нравственным развитием и так далее. Даже если отец проживает отдельно, он должен продолжить общение, а если в этом ограничивают, то обращаться в суд. При наличии оснований, могут лишить родительских прав даже тех, кто платит алименты. Но, возможно, не с первого раза, - обрисовал адвокат.
Председатель комитета по соцзащите Ленинградской области Анастасия Толмачева пояснила, что если один из родителей погибшего не заявился, его будут искать, чтобы произвести выплату. Потому что так положено.
- А отказаться можно?
- Такой нормы нет. Придется сначала получить, а потом уже уступить в чью-либо пользу.
Найти упоминаний, чтобы кто-то отказался, не удалось.