Частный случай погони кредитора за должником открыл путь тем, кому запрещен выезд из РФ. Мы разобрали этот лайфхак, поговорив с РЖД и ФСБ.

Прокуратура Псковской области 9 октября отказала петербургскому бизнесмену Игорю Семенову в жалобе на сотрудников псковского погрануправления ФСБ. У жалобщика есть должник - 68-летний петербуржец, в прошлом коммерсант, Михаил Островский. Несколько лет назад он занял 35 тысяч долларов. Долг просужен, приставы наложили на Островского запрет на выезд из страны (постановление уходит в погранслужбу).

Но кредитор узнал, что должник каким-то образом бывает за границей, и обратился с вопросом в петербургское погрануправление. Там разобрались. Выяснилось, что он берет билет на поезд "Петербург - Калининград", проходящий сначала по Белоруссии, а потом по Литве. Но до конечной станции пассажир не доезжает - выходит на одной из литовских станций, а затем, видимо, летит из Вильнюса, куда пожелает. Выходу из поезда не препятствуют - у Островского есть второе гражданство (Израиля). Для литовцев этого достаточно.

Запрет на выезд касается многих - мобилизованных, носителей гостайны, сотрудников ФСБ в течение 5 лет после увольнения, служащих Минобороны, допущенных до чувствительной информации, и многих работников ВПК. Злостные алиментщики туда же. Теоретически, могут ускользнуть преступники.

Петербургское ФСБ передало материалы коллегам в Псков (по месту совершения предполагаемого незаконного перехода). Там нарушений не нашли. Итоговая формулировка занятная: "Выезд из РФ гражданина РФ, которому временно ограничен выезд из РФ, не образует состав преступления, предусмотренного статьей 322 УК ("Незаконное пересечение государственной границы")".

В своем ответе чекисты опирались на постановление пленума Верховного суда, объясняющее, что такое незаконное пересечение. В итоге логика получилась такая: границу можно пересекать с действующим паспортом (он у Островского был как минимум для посадки в поезд), а значит, нарушения не было. Отмечается, что на границе с Белоруссией паспортного контроля нет. То есть даже теоретически не мог "зазвенеть" по базам. Пограничники предлагают разбираться по административному праву, где есть ответственность за нарушение должником закона об исполнительном производстве.

Лазейкой через Беларусь пользуются давно те, кому по каким-то причинам нельзя выезжать за границу, - вылетают из Минска. Путь через Литву в этой повестке звучал, но в контексте недорогого лайфхака для путешественников.

image_2023-10-11_20-01-49.png printscreen сайта РЖД

47news исследовал вариант. Плацкарт - 2800 рэ, купе - 4200. В поддержке РЖД рассказали, билет в Калининград можно приобрести только по загранпаспорту, по внутреннему нельзя. Для транзита по Латвии нужно получить "упрощенный проездной документ" (УПД). Он бесплатно оформляется в кассах РЖД - оттуда направляется запрос в посольство Литвы. В течение 28 часов ответ - разрешен или нет транзит конкретному гражданину. Как правило, не отказывают. УПД выдается проводником в поезде. Документ на многократный транзит на три года можно получить в посольстве.

- Кассир отправляет информацию о человеке только в посольство? А нашим пограничникам нет? - уточнили мы под видом пассажира.

- В консульство Литовской Республики, - повторила собеседница.

Очевидно на этом этапе брешь - информация попадает в базу перевозок "Магистраль", но до пограничников не доходит.

На вопрос, можно ли выйти в Вильнюсе, оператор ответила, что там остановки нет, но есть на станциях Кяны и Кибартай. Остановки технические.

В посольстве Литвы нам рассказали, что в Вильнюсе из поезда до Калининграда не выпускают, но да, можно выйти на других станциях.

- Решает пограничная служба. Например, если вы гражданин России с "шенгеном", то не пропустят, - ответила сотрудница посольства.

- А с паспортом гражданина Израиля?

- Пограничники проверяют документы по базе. Если все хорошо, вас выпускают.

- К вам с подобными вопросами уже обращались?

- Нет. Это вам в погранслужбу Литовской Республики.

- А российские пограничники проверяют документы?

- Думаю, только белорусы и Литва.

На погранпункте в Кянах сотрудник не поленился многое объяснить. (Легенда: еду я с двумя гражданствами, девушка с видом на жительство и товарищ с паспортом Казахстана).

- Вас сто процентов выпустят. Никаких проблем, за билет же вы заплатили, а где выходить ваше дело. Подругу вашу тоже. Если вид на жительство, нет проблем. А дальше, куда хотите летите (подойдет ВНЖ в стране Шенгена или документы о членах семьи - гражданах ЕС - ред.).

По поводу казахского паспорта пограничник слегка замешкался.

- Вашему другу нужно иметь визу и уточнить, что он может по своему паспорту, и объяснить, в каких целях едет. Иметь билеты на самолет или бронь в отеле, либо документы на работу или учебу.

- Не подскажете, у меня проблем не возникнет, если я из Тель-Авива в Москву прилечу, а штампа о выезде нет?

- Нас это не волнует, извините. И что это за экзамен вы мне устроили? - разнервничался собеседник, не ответив, часто ли в Кянах выходят россияне.

Возвращаясь к истории с должником-путешественником (его "доброжелатель" рассказывает, что тот мотался на Бали), то позиция кредитора диаметральная.

- Если буквально следовать логике дознавателя ФСБ, то любой гражданин РФ, положив в карман, загранпаспорт может смело пересекать госграницу в любом ему удобном месте - перелезть через колючую проволоку и переплывать приграничную реку. И что это за аргумент, мол, погранпункта нет на границе с Белоруссией. Тот же Верховный суд говорит - нарушение в любом месте нарушение. А в статье УК сказано: "пересечение госграницы без надлежащего разрешения".

"Но если у него запрет, значит, надлежащее разрешение он может получить только у пристава, тот должен его снять, но он только продляет каждые шесть месяцев", - делает умозаключение собеседник. Свою правоту доказывает образно: "У нас дыра в границе размером с поезд".

В Псковском погрануправлении ФСБ нам объяснили - на границе с Белоруссией проверка не производится, штампы не проставляются. Дело в соглашении от 1999 года "О создании союзного государства". Пунктов пропуска и контроля нет.

- Российские пограничники вас не должны смотреть. Белорусы будут проверять документы.

- А если у меня запрет на выезд за долги? Белорусы видят этот запрет?

- Такой информацией не располагаем, - вежливо ответил собеседник.

По данным 47news, пограничники все же запрашивают у начальника поезда список пассажиров. Но проверяются только иностранцы.

47news связался с успешным путешественником Михаилом Островским. Он доброжелательно ответил на вопросы, но о том, как происходит переход границы, распространяться не стал.

- Все просто, там лоукостеры, это в разы дешевле, чем через Стамбул куда-то летать, - объяснил собеседник экономический мотив.

- К вам возникают вопросы на границе, когда возвращаетесь? Где отметка о выезде?

- Отвечаю, что где-то там, пропускают.

- У приставов нет вопросов?

- Скажу так - есть нюансы, но закона я не нарушаю.

Тезис спорный, но интересный.