Журналист из сектора Газа нам говорит о бойне: "Прекратите нас бомбить и мы сами разберемся с ХАМАС". Но, похоже, армия Израиля все сравняет с землей.
Утром 11 октября Минобороны Израиля сообщило об ударах по 450 объектам ХАМАС, накануне началось наступление на сектор Газа. 47news поговорил с коллегой-палестинцем оттуда. Рами Аман – журналист-фрилансер, в секторе работал, в том числе, и на российское телевидение.
- Люди в Газе уверены, что Израиль уже начал наземную операцию и в итоге оккупирует территорию, – сказал он мне за пару часов до официального старта.
- Это же было очевидно после резни, которую устроили боевики.
- Безусловно, началось все с операции ХАМАС, но в Газе это уже никому не важно. Там у меня родственники, друзья, созваниваемся каждый час. Говорят, на улицах пусто, не осталось живого места. Самый кошмар по ночам – бомбят, как будто устраивают праздник. Оппоненты мне возразят, что о бомбардировках оповещают заранее. На самом деле, чаще бомбят без предупреждения. Понятно, что это их месть. Но если действительно хотели бы спасти жизни штатских, то сигнализировали бы за сутки. Израилю же известны имена лидеров ХАМАС и их местоположение, а жертвами все чаще становятся дети, женщины, старики. От границы эвакуируются в центр Газы, а вчера армия Израиля уничтожила его. Людям остается только сидеть и прислушиваться: прилетит ракета или нет.
Все видео в материале предоставлены собеседником 47news
Уже известно, что ХАМАС готовил нападение секретно минимум два года - для тренировок даже воссоздали израильское поселение. После информации о сотнях убитых, в соцсетях публикуют фото кроватей в крови.
- Наверняка руководство ХАМАС, планируя свою операцию, понимало какой будет реакция? То есть, что Газа будет уничтожена?
- Конечно, знали. И про отключение коммунальных сетей, и про бомбардировки, и ракетные удары. Вчера действительно отключили газ и воду, а двумя днями ранее - электричество. Но жизнь гражданских ХАМАС не очень заботит – мол, что поделать, придется заплатить и такую цену.
- Как на такую политику реагируют мирные жители?
- Наш народ такой: были недовольны коррупцией ФАТХ, ждали перемен от ХАМАС. Когда пришли боевики ХАМАС, мы захотели вернуть коррупционеров. Относительно недавно, в конце июля, люди восстали и потребовали от боевиков уйти (на акциях против ХАМАС жгли флаги). Но сейчас после каждого налета авиации и ударов артиллерии народ объединяется против Израиля. Теперь позиция у большинства такая: "прекратите свои бомбардировки, а мы потом как-нибудь сами разберемся".
Исламистское движение захватило власть в секторе Газа летом 2007 года, объявив целью свободную и независимую Палестину. Методы борьбы – террор, интифады (вооруженная борьба) в отношении израильтян. На западном берегу реки Иордан правит военизированная политическая партия ФАТХ во главе с Махмудом Аббасом. Отношения организаций натянутые, в итоге в автономии и анклаве фактически двоевластие.
- Накануне представители ХАМАС заявили, что будут публично казнить заложников, если Израиль не остановится. На ваш взгляд - это фейк, инструмент давления или новая реальность?
- Это что-то вроде вброса или, если угодно, шоу. В руководстве движения люди неглупые, не хотят становиться в один ряд с ИГИЛ* (организация признана террористической и запрещена на территории РФ – прим. ред.). В Газе люди обсуждают, что заложников ликвидировать не будут, чтобы использовать в переговорах – для освобождения пленников и заключенных из израильских тюрем.
- А есть у ХАМАС какие-то ограничения? После видео с захватом заложников кажется, что нет.
- На нынешнем этапе, думаю, никаких "красных линий". Но от убийств на камеру воздержатся и, повторюсь, заложников будут беречь. Они - важный аргумент против того, чтобы Израиль ликвидировал лидеров движения прямо сейчас.
Моего собеседника сложно подловить на симпатиях исламистам. Он – палестинец, мать из Алжира. В секторе Газа с конца 1980-х. В местном университете Рами Аман учился на инженера-электронщика, а в последние годы – активист движения за мир, в разъездах между Газой и Каиром. С 2015 года организовывал видеочаты, к которым подключались израильтяне и палестинцы. За слишком активные контакты с сионистами Аман был задержан службой безопасности ХАМАС, несколько месяцев просидел в камере. Под давлением развелся с женой (потому что она - дочь одного из опальных лидеров ХАМАС, переехавшего в Египет).
- По вашим ощущениям, сколько будет продолжаться эта война?
- Кто знает, может быть - недели, а может, и месяцы. Люди слушают заявления официальных лиц, того же Нетаньяху, читают новости... У Израиля, безусловно, сейчас гораздо больше поддержки: высказываются страны Евросоюза, США обещают авианосцы. Все это ведет только к дальнейшей эскалации. Много палестинцев разбросано по миру, но нас никто не слышит. В Газе фактически 16 лет провели в изоляции и утратили единство. Но важно понимать: если Израиль натурально переживает шок, то мы к их ракетным ударам и бомбардировкам привыкли. Я за свою жизнь застал несколько наземных, интифады, обстрелы авиацией и артиллерией. Народ в Газе научился выживать без электричества, с водой и продуктами помогают волонтеры, - с этим больших проблем возникнуть не должно.
С начала 2000-х Израиль вводит войска на территорию сектора Газа в третий раз. Ранее удары по объектам боевиков ХАМАС наносились в 2008-м и 2014-м. В каждом случае – после терактов. Первая операция длилась 23 дня, вторая – больше полутора месяцев.
- Вы - за мир между Израилем и Палестиной. А какой он для вас?
- Израильтяне должны наконец понять, что не все палестинцы им враги. Нас два миллиона, такие же мальчишки и девчонки, учатся в школах, университетах, ходят на вечеринки. Наш народ, в свою очередь, должен перестать видеть в каждом израильтянине солдата, который пришел убивать их семью... Что касается перемен, то Палестине нужно остановить ХАМАС, создать единое правительство. Думаю, если бы прямо сейчас проводились выборы, народ бы движение боевиков не поддержал – потеряли веру и напуганы унижениями и пытками. В мире и согласии можно жить и с прежними границами, но для этого нужны новые лидеры. Пока они появятся, сменится не одно поколение.
По информации на 12 часов 11 октября, в результате войны с ХАМАС погибли больше 1200 граждан Израиля. Минздрав Газы сообщил о 1055 погибших палестинцах, пострадали более 5,1 тыс человек.