Грусть полная страха у ста тысяч армян, бегущих из дома. Мы посмотрели на одну песчинку — семью, что уже пересекла границу и радуется даже печенью.

По данным правительства Армении на 30 сентября, в республику прибыло более 100 тысяч вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха из 120 тысяч населявших эти территории. Мы поговорили с семьей, недавно приехавшей из Степанакерта в приграничный армянский город Горис. Аргинэ 52 года, все они прожиты в Арцахе. С ней дочь, у нее маленький ребенок (его отец погиб на войне 2020-го года). Две бабушки, им под девяносто. С ними ещё две семьи – соседи.

Однодневная война началась 19 сентября. Превосходство Азербайджана было подавляющим.

- Как думаете, кто-нибудь останется? Например, из ваших знакомых? - спросил 47news у Аргине.

- Никто не останется. Ну если только совсем старые и никого нет. А так, не уверена, что нет. Они делали страшные вещи. Ваших тоже убили, вы же знаете? (речь про миротворцев - ред.)

В голосе собеседницы периодически появлялся упрек - в собеседнике из России они видят всю страну, которая, по их мнению, не пришла на помощь. Ощущение неловкости приходит никого не спрашивая.

- Как для вас началось?

- У нас частный дом, мы в ту ночь проснулись от грохота. Очень страшно стало, до сих пор не можем отойти, так горько. Спустились в подвал - там и сидели. Потом прибежал русский (миротворец - ред.) и кричит: "Уезжайте, турки уже заходят", - говорит-торопится собеседница.

Она работала в гостинице, дочь медсестрой в школе.

- Турками вы азербайджанцев называете?

- Ну конечно, одно и то же. Теперь они в наших домах будут жить. Мы ведь считай голые уехали, ничего не взяли. И деньги, хоть там и две копейки, не успели в "Арцах банке" снять, а теперь никак. ...Я бы туда когда-нибудь вернулась, если там их не будет, - вдруг загрустила и чуть не заплакала она.

Правительство Армении приняло решение выдать каждому беженцу по 100 тысяч драмов (25 тысяч рублей), но механизм еще не определен.

- Как покидали Степанакерт?

- Уезжали мы на автобусе и ехали 15 часов. Два метра едем, час стоим. Ужас что на дорогах, люди даже пешком идут, бензина-то нет. На КПП турки зашли в автобус, сказали мужчинам выйти. Там корреспондент их спрашивает: "Вы откуда?" Они отвечают: "Из Степанакерта". А он им: "Не Степанакерт, а Ханкенди" (азербайджанское название города - ред.). Еще их военные говорят, а чего вы интегрироваться не хотите?

Азербайджан собирается запустить процесс реинтеграции карабахских армян в свое общество, но жители Карабаха относятся к идее, мягко говоря, скептически.

RIA_8524981.MR.900.jpg Мужчина чинит автомобиль в селе Корнидзор.
Фото: © РИА Новости

- Власти Арцаха вам что-нибудь говорили?

- Ничего нам никто не говорил. Как блокада началась, мы на митинг выходили, требовали выйти, но нет. Хлеб по талонам, 200 грамм в день на человека. Женщины дрались в очереди, чтобы ребенку принести. Когда мы в подвале сидели, двух своих куриц зарезала, чтобы поесть. В больнице лекарства были только для тяжелых больных.

Нагорный Карабах в блокаде девять месяцев. Блокирован сначала Лачинский коридор, затем мост через реку Акера (зона ответственности российских миротворцев).

- Как вы относитесь к Пашиняну?

- Не очень хорошо, но по большому счету нам все равно кто. Хоть Путин. Нам нужна помощь, мы не знаем, что впереди. Сейчас нас кормят, и все хорошо, и дети радуются простому печенью - так давно его не видели. Но что дальше? Неизвестность, мы не можем до сих пор в себя прийти.

- У вас родственники есть в Армении?

- Сестра на другом конце страны, но у неё семья семь человек. И куда мы им?

Беседовал Виктор Смирнов,
47news

О взгляде на события в Арцахе русского ученого из Еревана вы можете прочитать здесь.