Сельхозпроизводитель из Ленобласти взял технику в лизинг после начала спецоперации по панической ставке. Платил, но заметил несправедливость и создает прецедент в суде. 47news посмотрел на две правды.
По данным Арбитражного суда по Петербургу и Ленобласти, в ближайшее время к рассмотрению будет принят иск сельхозпредприятия "Правда" (деревня Ям-Тёсово Лужского района). Предприятие требует от компании "Балтийский лизинг" реструктуризации договоров на поставку техники.
По данным районной администрации, в ведении "Правды" – две тысячи гектаров сельхозназначения с профилем молочное животноводство и заготовка корма для крупного рогатого скота для хозяйств в Копорье, Твери. (1300 тонн сена в год). По СПАРК, работает с 2012-го, оборот – 99,6 млн, а прибыль – 3,4 млн рублей.
Предприятие взяло в лизинг на три года 35 единиц сельхозтехники за 123 млн рублей (от тракторов до сеялок). Примерно половину – весной прошлого года. Остаток на 1 июня составлял 40 млн рублей.
Судя по иску, "Правда" настаивает: на волне неопределенности после начала СВО стоимость лизинга резко выросла, но от закупки техники аграрии отказаться не могли – была бы сорвана посевная. Ситуация на финансовом рынке давно стабилизировалась, и компания просит вернуть переплаченные, по мнению истцов, 8 млн рублей.
В конце февраля-2022 взлетела ключевая ставка ЦБ (с 9,5% до 20%), определяющая стоимость заимствования денег у ЦБ – на неё равняются банки. Ставку подняли для роста доходности по депозитам населения – так купировался отток средств. С юрлицами получилась обратная история – стоимость кредитов резко возросла.
В лизинговом договоре не упоминается процентная ставка, только график платежей. Можно лишь косвенно рассуждать о том, что лизингодателю той весной дороже обошлись заемные деньги на покупку техники. Впрочем, как говорят, кредитоваться под нереальный процент лизинговые компании тогда избегали, опирались на оборотные средства.
Один из участников сельхозрынка привел 47news умозрительный пример: борона стоит в закупке 3,7 млн, а стоимость лизинга при ставке 9,5% составит 4,1 млн, при 20% уже 5,8 млн. По факту же, лизингодатель определяет цену, опираясь на собственные представления о стоимости своих услуг.
В иске сообщается, что плата по договору в разы больше процентов по кредиту, который можно взять в банке. Исходя из этого, называют сделку кабальной, а поведение – наживой (извлечением необоснованной выгоды).
По Гражданскому кодексу сделка кабальная, если совершена при стечении тяжелых обстоятельств, чем воспользовалась другая сторона. Отметим, дело не в "Балтийском лизинге" – весной прошлого года все лизингодатели предлагали одинаково тяжелые условия.
Еще одной заботой сельхозпроизводителя стало то, что несколько договоров было заключено в долларах по курсу марта 2022-го года (110 рублей за 1$). Американская валюта давно откатилась, но списания шли по "паническому" курсу.
"Правда" нажимает на перспективы банкротства: если пересчета и возврата средств не будет, не хватит денег на закупку топлива, запчастей, кормовых добавок, под угрозой окажется заготовка. Жалобщики ссылаются на обязательства не снижать показатели перед областным АПК – в ином случае предприятие лишится субсидий.
Как сообщил представитель "Правды", "Балтийский лизинг" ответил отрицательно на просьбы о пересчете. Аргументы примерно такие, крепкие: договор заключен, вас никто не неволил, а условия обязаны исполнять – ссылаться на несправедливость некорректно, а если ссылаться, то нужно доказать. И вообще, вопросов быть не может – ключевые тезисы договора оспаривать нельзя. Что касается кабальности, то для этого нужен умысел, а у "Балтийского лизинга" его не было. Вывод: бизнес – это риск, ваши доводы принять не можем, а ваше предложение не может претендовать на справедливость. (На момент выхода публикации в компании ситуацию не прокомментировали).
По словам директора "Санкт-Петербургского экспертно-правового центра" Марины Горлачевой, доказать в суде некорректность такого договора сложно. "Но в сельском хозяйстве вероятность есть: если лизингополучатель сможет предоставить доказательства совершения сделки вследствие тяжелых обстоятельств", – отметила она.
Исполнительный директор "Правды" Эдуард Буковский ответил на несколько вопросов.
– Конечно, санкции по технике ударили, пошли накрутки, связанные с логистикой и прочим, но речь о Европе и США. А у нас из Белоруссии. Какие накрутки? Знаю, что мы такие не одни, просто первые пошли в суд, – говорит собеседник.
– Почему именно сейчас требуете перерасчет? Вы же платили.
– Финансовое состояние ухудшилось, конъюнктура на молочном рынке тоже, закупочные цены упали, – ответил Буковский, добавив, что о перерасчете удалось договориться с Росагролизингом и ВТБ.
По словам аграрного вице-губернатора Ленобласти Олега Малащенко, о ситуации в "Правде" он знает – это единственный подобный случай в Ленобласти.
"Лизингодатели почти всем пошли навстречу. А кто-то взял кредит и закрыл лизинг полностью. Да, был короткий период в прошлом году, когда ставка взлетела, но уже в июне вернулась к прежним значениям. А государственный Росагролизинг предлагал крайне выгодные программы, например, "Мы своих не бросаем". Плюс, на уровне субъекта мы компенсируем 35-40% первого взноса по лизингу. Что касается "Правды", то они судятся по многим вопросам, это их хозяйственная деятельность", – ответил вице-губернатор.
Отрицательная бизнес-ирония в том, что "Правда" в 2021 году стала сворачивать производство молока из-за снижения закупочных цен. Предприятие переориентировалось на зерно, купив технику в тот самый лизинг. Рынок зерна в 2022-м году обвалился.