СПИД-центру Ленобласти не хватает лекарств для ВИЧ-инфицированных, Минздрав России не справляется. 47news узнал, что будет со всеми, если таблетки закончатся.
Врачи региона и пациенты с особым статусом столкнулись с дефицитом лекарств, способных сдерживать ВИЧ. Препараты пока выдают, но снижают количество, а иногда заменяют другими. В СПИД-центре говорят: несмотря на все ухищрения, до конца года всё равно не хватит.
По данным областного комздрава, в этом году регион недополучил от Минздрава России до 60% от нужного количества лекарств. Заявка подавалась из расчета на 10 080 пациентов (всего на учете - порядка 10 500 человек). В СПИД-центре региона отметили, что нужного количества в этом году не поставили по всем без исключения препаратам (их более 20). Есть проблема и в сроках: например, дарунавир в дозировке 800 мг должен был поступить в регион до 1 мая, но приехал 10 июля.
Антиретровирусные препараты положены пациентам с ВИЧ пожизненно и бесплатно. Централизованно их закупает Минздрав России, после чего в 47 регионе лекарства попадают на областной аптечный склад "Ленфарм". Оттуда упаковки распределяют по районным больницам и в СПИД-центр Ленобласти. В этом году на 60% недопоставили ралтегравир, на 38% атазанавир, на 32,2% ламивудин, на 27,5% ритонавир, на 24% долутегравир.
Главврач Центра по профилактике и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями Ленобласти Алексей Ковеленов рассказал 47news, что до окончания закупок Минздрава информации о количестве лекарств просто нет.
"Ждешь один объем - а получаешь другой, и так каждый год", - говорит собеседник. Чтобы хоть как-то восполнить дефицит, свои аукционы проводит областной комздрав (хотя регионы не обязаны), но большие объемы не тянет: в год на препараты нужно более 400 миллионов рублей. В итоге сейчас запасов по ряду наиболее разбираемых позиций хватит максимум на 2,5 - 3 месяца.
- Как выкручиваетесь? - спросил 47news.
- Экономим. На руки даем теперь лекарств максимум на 2 месяца, а по некоторым позициям - на один, хотя раньше могли на 3-6 месяцев. Меняем схемы на более дешевые препараты (на портале "Перебои.ру" пациенты жалуются, что от них больше "побочек" - ред.). Когда препарат снова появляется, возвращаем, но тут есть риск, что возникнет лекарственная резистентность - невосприимчивость вируса к тем препаратам, которые раньше работали.
- Минздрав недопоставки как-то объясняет?
- Стараются помочь. Сейчас провели дополнительную закупку "Долутегравира" (в Ленобласти его получают 2720 пациентов), и до 1 сентября нам должно поступить еще 3036 упаковок - только не хватит и этого. Но у нас ситуация как во всех регионах, всем мало.
- Дело в санкциях, перебоях на рынке?
- Нет, у производителей препаратов достаточно, но количество пациентов выросло, потому что теперь мы должны назначать терапию всем ВИЧ-инфицированным, а не только тем, у кого выражен иммунодефицит. В итоге за последние 5 лет пациентов стало больше в 2 раза, а вот финансирование почему-то нет…
В июле общественные организации и активисты, оказывающие поддержку ВИЧ-инфицированным, обратились в российский минздрав, Госдуму и к главе кабмина Михаилу Мишустину, - сообщала "Фонтанка". Они подсчитали, что бюджет на закупку антиретровирусных препаратов на 2023-2025 годы не был увеличен и составляет ежегодно 31,7 миллиарда рублей. В 2022 году для закупок частично использовались средства 2023 года, в итоге на текущий год осталось лишь 21,5 миллиардов. Этого хватит, чтобы обеспечить лекарствами лишь 30% пациентов в стране. Ответа на обращение пока не было.
Во всероссийском движении "Пациентский контроль" 47news рассказали, что Ленобласть на фоне других регионов в плане обеспеченности препаратами выглядит сносно. Основные жалобы ВИЧ-инфицированных здесь связаны с заменой схем лечения без медпоказаний, но это сейчас повсеместно. А также с тем, что за некоторыми лекарствами приходится ездить в областной СПИД-центр в Петербург.
- Приходишь в районный КИЗ (кабинет инфекционных заболеваний), а тебе из трех препаратов два дали, за третьим надо ехать за 120 километров. Получить можно только в будни, это на весь день с работы отпрашиваться. Так и мотаемся, иногда на кого-то одного доверенности пишем, он всем привозит. Есть аптечки взаимопомощи, где помогут, если остался без таблеток, но это разово, постоянно снабжать не будут - рассказал пациент с ВИЧ из Выборга.
- Совсем без лекарств не боитесь остаться?
- Я-то нет, потому что, в случае чего, сам смогу покупать себе препараты. По моей схеме - это чуть более 10 тысяч в месяц. Но не у всех есть такая возможность. А кто-то может плюнуть и бросить, если чувствует себя нормально. И такие настроения уже есть.
По словам Алексея Ковеленова, если ВИЧ-инфицированный перестанет принимать терапию, в организме снова начнется размножение вируса иммунодефицита, который постепенно разрушит иммунные клетки. Кроме того, значительно вырастает риск заражения других людей (При половом контакте, например, на 96%. Таким образом, лекарства за счет государства - это не благотворительность, а обеспечение безопасности нации, - отмечают специалисты.) До клинических проявлений болезни может пройти всего несколько месяцев.
Пока в регионе не возникало ситуации, что пациенту из препаратов совсем было нечего предложить. Но это пока.
Евгения Парникова,
47news
На момент выхода публикации на вопросы редакции Минздрав не ответил. Но ответ приходил "Фонтанке": изданию написали, что обеспечение лекарствами пациентов с ВИЧ является "важным направлением работы" и "находится на постоянном контроле".