Жители Петербурга любят ругать областные дороги. Сравнить их с городскими и сказать – у нас-то в городе и поровнее, и посветлее будет. «Город 812» решил разобраться, почему дороги, проходящие по Ленинградской области, не всегда отличаются ровностью и когда они станут лучше.

 

Нам дороги эти позабыть нельзя

В 2009 году на ремонт и реконструкцию дорог в Ленинградской области будет выделено 10 миллиардов рублей. Это больше, чем выделялось в этом году. Но деньги - еще не все. Борьба за комфортные дороги ведется не только на полях, но и в кабинетах. Потому что слишком много врагов у областных дорог – во-первых, теплые зимы. Во-вторых, многоуровневая принадлежность дорог (федеральные, областные и муниципальные), в-третьих, крупнотоннажные грузовики.

Эти грузовики – давняя головная боль Ленинградской области. Они перевозят материалы из расположенных в области карьеров для строек в Петербурге. И, по мнению экспертов, наносят самый большой ущерб областным дорогам.

Для решения этой проблемы правительство Ленинградской области только что (в октябре этого года) приняло постановление № 316 – «О внесении изменений в положение о порядке компенсации вреда, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по региональным автомобильным дорогам общего пользования регионального значения». Специальные тарифы (см. таблицу) разработаны для тех грузовиков, которые ездят с перегрузом и портят асфальт. Собственно, подобные тарифы действуют и сейчас, но пока не очень высокие – их и предлагается увеличить в 2 раза.

 

Превышение допустимой массы

Сбор за каждые 100 км

Сбор за 1 месяц

До 5 тонн

1,98 МРОТ

 

5 - 7 тонн

1,98 - 2,7

106,9 – 145,8

7 - 10 тонн

2,7 – 3,78

145,8 – 204

10 - 15 тонн

4,7 – 6,5

255 – 352

15 - 20 тонн

6,5 – 9

352 – 486

20 - 25 тонн

9 – 12

486 – 494

25 - 30 тонн

12, - 15,7

494 – 850

На каждом посту ГИБДД должны замерять весовые параметры грузовиков. А Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора – приостанавливать лицензии у организаций, нарушающих порядок перевоза тяжелых грузов.

Логика у областных чиновников такая: никто не собирается запрещать движение с перегрузкой – но и бесплатным оно не будет. А дальше уже сам предприниматель будет решать, что ему выгоднее: сделать несколько бесплатных рейсов, нагрузившись как положено, или один платный – с кузовом, набитым под завязку.

Перегруз до сорока тонн потянут уже на 24 МРОТа за 100 км (по мнению областного правительства, такие перевозки могут быть только разовыми, поэтому месячного тарифа для них не составили). 50 тонн перегруза обойдутся в 36,45 МРОТ. Сейчас один МРОТ равняется 100 рублям. День работы начисляется из расчета 300 км/день, рабочий месяц включает в себя 18 дней. Полученных денег, считают в области, будет достаточно, чтобы ликвидировать проблемные очаги, появляющиеся возле карьерных разработок (например, в ближайших к городу Кировском и Всеволожском районах).

Если похожий закон утвердит и Госдума (проект туда уже направлен), аналогичные сборы коснутся и за проезд грузовиков по федеральным трассам (таких дорог в области – пять).

Правда, идеальным решением проблемы крупнотоннажных перевозок является сооружение специальных технологических дорог или отдельных железнодорожных веток. Что-то похожее, например, обещали разработчики щебневого карьера близ озера Ястребиное, когда против строительства предприятия выступали местные жители. Сейчас разработка карьера, впрочем, заморожена. Правда, эксперты говорят, что у этого проекта и так было мало шансов: железнодорожники неохотно дают согласие на появление лишних путей. Да и тарифы на железнодорожные перевозки таковы, что грузы дешевле перевозить автомобилями. Железнодорожные тарифы взлетели вверх в 2004 году, и сразу количество большегрузных грузовиков на дорогах увеличилось в 2,5 - 3 раза. Да так с тех пор и не сократилось.

 

С грузовиками плохо, без грузовиков - нельзя

- Почему в области такие разные по качеству дороги – есть вполне нормальные, а есть просто кашмар и ужас?

- Потому что дороги подразделяются на федеральные, муниципальные и региональные и все финансируются из разных бюджетов, - пояснил председатель Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области Михаил Козьминых. – Большинство трасс регионального значения строились в 60 – 80-х годах прошлого века. Скажем, деньги, выделяемые области из федерального бюджета, запрещено тратить на текущий ремонт автотрасс – только на их реконструкцию и новое строительство. А нам сейчас главное – сберечь то, что есть. Сейчас транспортный налог для машин-тяжеловесов не слишком отличается от легковушек, в то время как убыток, наносимый покрытию многотонным грузовиком, в 600 - 700 раз превосходит вред от одного легкового автомобиля. Некоторые карьеры, подсчитали мы, наносят дорогам ущерб, в два раза перекрывающий налоговые отчисления. Сейчас экономика пошла вверх, объемы перевозок возрастают, нагрузка автомобилей превышает 10 - 20 тонн на ось.

- Значит, основная опасность для дорог – в растущих объемах промышленности?

- Да, мы понимаем, что есть некоторые виды продукции, которые не могут отгружаться иначе как 120-тонными грузовиками. Вот для этого и выпущено это 316-е постановление о платных рейсах. Главное, что эти деньги мы сможем тратить на текущий ремонт дорог, раз уж из федерального центра нам на это средства не выделяются. Теперь владельцы грузовиков будут искать «золотую середину» между одним рейсом (с соответствующей экономией на бензине) и несколькими – и тогда не придется платить по введенным нами ставкам. Если уж не хотят строить технологические дороги.

- А они что собой представляют?

- Технологические дороги должны в обязательном порядке строиться возле каждого большого предприятия, связанного с заготовкой и вывозом грузов. На ЛАЭС есть такая дорога, по которой вывозят отходы, в Усть-Лужском порту такую дорогу вроде бы разработали, но потом передумали строить. Вообще их должны прокладывать все, кто занимается заготовкой рудных и нерудных (имеется в виду лес) материалов. Не важно, что там будет, щебенка или асфальт. Важно, что при подключении к нашим, региональным дорогам должна быть полоса для въезда, разгона и торможения. Это ведь тяжелый транспорт, он медленно набирает скорость. И чтобы поворот налево тоже был безопасным.

- Как все непросто!

- Конечно, это все непросто, поэтому таких дорог мало.

- Можно ли как-нибудь повлиять на сами предприятия, чьи грузовики особо портят трассы?

- Транзитным грузовикам – а в радиусе 50 км от Петербурга почти весь транспорт – транзитный, мы можем только диктовать ограничения по весу, для чего и происходит контроль весовых параметров. Те же организации, которые зарегистрированы в регионе и получают у нас лицензию на разработки, продлевают аренду – да, на тех можно воздействовать. Если правительство РФ примет постановление о взыскании платы с тяжеловесного транспорта, у нас появятся деньги на текущий, ежегодный ремонт. Это проще, чем строить платные дороги специально для грузовиков.

 

Чем холодная зима лучше теплой

- Правда ли, что в эту зиму на большинстве дорог сохранится снежный накат и только часть будет посыпаться солью?

- Правда, ведь соль всегда несет разрушение. Без лишней надобности ее лучше не использовать. Дороги и так пострадали за две последние зимы. Любой дорожник знает, что холодная зима – когда дорога в декабре один раз замерзнет, а потом, в марте, оттает – это всегда удача. Даже если зима снежная, со снегом легко справляться. А две последние зимы – это была настоящая катастрофа. В последнюю было зарегистрировано 92 перехода через ноль! Сначала вода тает, попадает в трещины, потом замерзает, лед в трещинах расширяется… Результат водители видели сами. Две зимы подряд мы только тем и занимались, что строили водоотводы. А смета на это рассчитана не была. Она рассчитана на стандартную 90-дневную зиму.

- Сколько средств в этом году было выделено на дорожное хозяйство?

- Примерно 8 миллиардов: 4 млрд рублей в областном бюджете, 2,4 в федеральном, 1,5 – в муниципальном. Отремонтировано 450 километров региональных дорог – это в 2,5 раза больше, чем в предыдущем. В 2009 году общая смета составит 10 миллиардов, из них 5 млрд выделено бюджетом Ленобласти.

- По областным дорогам опасно ездить в темноте. Во-первых, нет освещения. Во-вторых, нет яркой разметки.

- Разметка есть, и теперь практически везде – специальная, с флюоресцирующими красками. Из 9800 километров региональных дорог размечено 6000. С освещением сложнее: надо срочно осветить 150 километров пути, а всего освещается – не более 15. Я не беру в расчет федеральные трассы и КАД. Известно, что провода, столбы, фонари – все это на дорогах есть, нет того, кто согласен повернуть рубильник и дать ток. Большинство электросетей находятся в собственности муниципальных образований, а не правительства Ленобласти. Муниципальные власти считают, что освещение дорожных сетей – слишком дорого.

- Это правда дорого?

- Очень. Например, только освещение КАД обходится в 400 миллионов рублей в год. Естественно, районным властям удобнее говорить, что сети бесхозные и давать ток некому. Это проще, чем передавать их – а вместе с ними электрические лимиты – на баланс другой организации. На примере поселков Вартемяги, Касимово – это хорошо заметно. А вот в Янине сети передали на баланс правительства Ленобласти – и там теперь светло.

- Летом на областных дорогах возникает коллапс, когда два миллиона петербуржцев выезжают по пятницам за город. Можно ли как-нибудь с ним справиться? Или, например, запретить работать по выходным строительным грузовикам?

- Совсем запретить – нельзя, поскольку вокруг райцентров нет объездных дорог. Но правительство Ленобласти не так давно выступило с инициативой ограничивать передвижение тяжеловесных машин в дачных направлениях. Особенно летом и в выходные. Пускай владельцы карьеров, получающие у нас лицензии на разработки, имеют это в виду.

Нина Астафьева, Город 812

 

Справка

В 2008 году на ремонт и реконструкцию дорог Ленинградской области направлено 6 млрд 400 млн рублей - вдвое больше средств, чем в 2007 году, и в пять раз больше, чем в 2006 году. Среди сданных в 2008 году объектов особо отмечают открытие маршрута «Выборг – Светогорск» - интенсивность движения на этой дороге после ремонта увеличилась с 5 до 10 - 12 тысяч автомобилей в сутки.

В 2009 году на ремонт дорог планируется потратить до 10 млрд рублей. В числе важнейших строек, намеченных в 2009 - 2010 годах, - строительство новых мостов через реку Волхов на подходах к городу Кириши и через реку Свирь, реконструкция автодорожных выходов из Петербурга в районе Нового Девяткина, Петродворца, Кейкина, строительство подъездов к портам Приморск и Высоцк.

В 2009 году планируется отремонтировать порядка 500 км автомобильных дорог, привести в порядок всю автодорожную сеть Выборгского, Всеволожского и Гатчинского районов.

Отношение

Как отметил председатель Законодательного собрания Ленобласти Иван Хабаров, даже в пригородной зоне чувствуется резкое отличие качества «городских» дорог от тех, что находятся в областном ведении. Спикер областного парламента предлагает особое внимание в 2009 году уделить именно таким, соединенным с петербургскими, областным трассам. Их состояние плохо отражается не только на автомобилях, но и на имидже Ленинградской области.