Тысячи водителей такси готовят к осенней смене цвета машин. 47news спросил перевозчиков о краске, а услышал "дайте людям заработать" и "поднимаем тарифы".
Ключевые нормы нового закона о такси вступят в силу 1 сентября. Одно из самых ярких новшеств - внешняя унификация автопарков. По замыслу авторов, извозом можно будет заняться только на белых машинах с желтыми светоотражающими полосами. 47news сравнил цены на перекраску и спросил игроков рынка о планах на обновление.
- А у нас и так все машины белые. Поэтому у нас, наверное, проблем не будет. Только наклеить полоску, - бодро ответила диспетчер такси "Виктория" в Приозерске, добавив, что новеллы руководство с ними не обсуждает.
Порошковая окраска в среднем стоит по 10-11 тысяч за деталь. То есть перекрасить кузов целиком - примерно 200-220 тысяч рублей. Чуть дешевле - оклейка авто специальной виниловой пленкой. "Под ключ" - 140-180 тысяч рублей. Неплохо бы уведомить ГИБДД о смене цвета, а за это госпошлина - 700 рублей.
По данным областного комитета по транспорту, к лету 2023-го в 47-м регионе выдана 2471 лицензия на услуги такси. Их коллеги из Петербурга сообщили о 29276 разрешениях. Если лишь гипотетически допустить, что все машины не белые, их перекраска выйдет в 4,46 млрд.
Но, судя по реакции опрошенных руководителей таксопарков, раскошеливаться они не спешат. Этот рынок традиционно сторонится публичности и скуп на громкие высказывания.
- В целом нововведения правильные и должны навести порядок. А что касается перекраски машин, то у нас же есть пять лет, - рассуждает один из опытных пассажирских перевозчиков Луги. - Автомобили, с учетом износа и пробега, дольше в такси и не задерживаются. Соответственно, владелец может рассчитывать и постепенно обновлять парк.
Эту линию, можно сказать, выбрало "Народное такси" Подпорожья. Местных возят на "Ладах Грантах". В парке 14 седанов, половина - белые.
- Совсем недавно покупали. Насколько знаю, машины сейчас в основном и выпускаются с белым кузовом, - рассказала менеджер компании Наталья. - Но цветографические схемы нанесены именно наши. Пока не обсуждали, когда и как будем их менять.
Инициаторы оговорились, что исполнить требование о цвете владельцам таксомоторов нужно до 2028 года. Но срезонировало так, что запомнилось и перевозчикам, и пассажирам.
"Это что, у нас такси будет, как в Нью-Йорке?" - автор 20 июля услышал обрывок разговора двух девушек у метро "Гостиный двор". Кстати, в этом мегаполисе "желтые" популярны разве что у туристов. Тариф там выше, чем в разноцветном Uber.
Вице-президент общественной организации "Комитет по защите прав автовладельцев" Александр Холодов о переменах высказался скептически.
- Эти изменения ничего хорошего не несут. В том числе потому, что возникнет проблема с обновлением автопарка. Например, не исключено, что дилеры начнут поднимать цены на белые автомобили. А это неизбежно скажется на стоимости перевозки, - резюмировал он.
Представитель общественного совета по развитию такси в Петербурге и Ленобласти Андрей Белов уже прогнозировал, что осенью тарифы на услуги вырастут в полтора раза. Связывал это с требованиями к автопарку, оттоком водителей и не исключал роста "серого" сегмента на рынке перевозок.
Перевозчики в Тихвине пока в недоумении и ожидании - мол, до сентября еще больше месяца, вдруг что-то поменяется.
- Мне кажется, что закон сырой. А те, кто разрабатывал, не "плавал" в нашем рынке, - говорит один из местных администраторов такси. - Эти лицензии, полисы. Все это стопроцентно приведет к повышению цен на перевозки. А сколько человек потеряет работу? Ну и что, что с судимостями. Они же тоже люди, должны иметь возможность зарабатывать.
Речь о других новшествах закона. От шоферов будут требовать знания ключевых топонимов: вокзалов, стадионов, достопримечательностей. А за руль, например, не пустят водителей с более чем тремя неоплаченными штрафами, неснятыми или непогашенными судимостями или находящихся под следствием.
- Самый серьезный удар для бизнеса от этого закона - оформление специальных ОСАГО для такси (50-70 тысяч за полис против 7000 для обычного автомобилиста - Ред.). Это однозначно ляжет на потребителей, - говорит 47news руководитель таксопарка из Луги, добавив о противостоянии агрегаторов и "ортодоксов". Нам нужно либо повышать тарифы, либо уходить с рынка. И уступать агрегаторам. Сейчас мы и так не выдерживаем конкуренцию. Они компенсируют свои расходы за счет плавающих цен, а у нас тарифы фиксированные.
Собеседник привел и пример. Из поселка Дзержинского в Лугу классические местные такси круглосуточно возят за 200 рублей, агрегаторы на волне высокого спроса повышают стоимость до 440. "Нужно же еще платить зарплаты медикам (для ежедневных осмотров шоферов - Ред.), цены на топливо и запчати растут", - добавляет перевозчик.
Что касается агрегаторов, то в "Ситимобил" сообщили, что в автопарке в Петербурге и Ленобласти - больше 2000 таксомоторов. Собственные машины получат лицензии до 1 сентября и цвет менять не придется. В будущем все авто собираются приобретать в соответствии с законодательством.
"Самое чувствительное для агрегаторов - возможный отток водителей, так как они просто не смогут работать по новым требованиям. Большинство выбирает работу в такси не как основной способ заработка, а как подработку — они берут заказы по пути или на выходных. Для таких значительное увеличение расходов и ужесточение требований может стать непреодолимой преградой. Соответственно, после оттока водителей могут вырасти цены на перевозки. Некоторые эксперты прогнозируют рост тарифов на 30% и выше", - сообщила пресс-служба "Ситимобила".
В "Яндексе" на момент выхода публикации вопросы 47news оставили без ответа.
Андрей Карлов,
47news
Еще о новеллах:
Новый закон о такси принят в конце прошлого года. Тогда Госдума официально ввела понятия "легковое такси", "заказ легкового такси" и "служба заказа легкового такси". Новый закон закреплял ряд обязательств для водителей, в том числе о необходимости заключать официальные трудовые договоры с перевозчиком и ИП или регистрироваться самозанятыми. К сентябрю в каждом регионе также должны появиться три реестра: служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси. Собирать и обрабатывать сведения из региональных реестров будет федеральная государственная информационная система легковых такси. Оператором должен стать Минтранс.