ЦБ даст банкам, микрофинансовым организациям (МФО) и коллекторам рекомендации, которые коснутся синхронизации взыскания долгов физических лиц с обязательствами перед несколькими кредиторами.

Как передаёт РБК, об этом сообщил начальник управления регулирования службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Алексей Чирков, выступая на конференции Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). По его словам, регулятор заинтересован в том, чтобы участники рынка заключали медиативные межкредиторские соглашения. Они должны предусматривать единый подход к сбору или реструктуризации долгов общего для них клиента.

"Есть один заемщик, у которого есть обычный кредит в банке, куда переводят его зарплату. Есть ипотечный кредит в другом банке — как правило, там, где застройщик аккредитован. Дальше возникает временное снижение доходов, и человек, по статистике, ипотеку старается платить до последнего, а потребы могут быть в просрочке. И у нас даже были ситуации, когда кредитор по потребительскому кредиту подавал в суд, потом пытался начать процедуру банкротства, а второй кредитор вообще про это не знал, потому что получал по ипотеке деньги и думал, что все хорошо", — описал проблему Чирков.

Интерес кредиторов к синхронизации взыскания и реструктуризации понятен, но есть несколько объективных барьеров, считает глава НАПКА Эльман Мехтиев.

"Ранее предпринятые попытки продвижения на рынке подобных проектов спотыкались именно на нежелании кредиторов идти на взаимные уступки", — напоминает он.

Вторая сложность — разные стратегии банков, МФО и коллекторов в работе с должниками. В отличие от кредитных организаций, большинство коллекторских компаний готовы давать клиентам дисконты и прощать часть долга, например начисленные неустойки или штрафы, рассказал на сессии гендиректор коллекторского агентства "Филберт" Андрей Иванов: "Списание — реально действенный инструмент и для получения дохода компанией, и для удовлетворения целей должника".

Гендиректор коллекторского агентства ЭОС Антон Дмитраков считает, что при желании кредиторы могут договориться и по этому вопросу.

"Можно согласовать ту сумму, которую должник по нашему долгу платит, а банк уже будет взыскивать какую-то свою, но план оплаты будет в унисон с точки зрения срока. Какая нам разница, сколько должник заплатит другому кредитору?" — рассуждает он.

Мехтиев также указывает на то, что некоторые должники могут не доверять ни одному из кредиторов и убедить их может лишь третья сторона — медиатор. В России с 2011 года действует закон о медиации — решить спор можно в досудебном порядке с привлечением посредника, но участники рынка отмечают сложность этого механизма.