В парламенте Ленобласти хотят, чтобы губернатор спрашивал, кого ему назначать вице-губернаторами. Так депутаты почувствуют себя значимыми.

В Законодательном Собрании Ленинградской области не оставляют попыток заставить правительство признать себя властью. Или хотя бы немного считаться с народными избранниками.

На ближайшем заседании парламента, в среду, 26 апреля, будет рассмотрен законопроект, написанный единороссом Никитой Ковалем. Суть его очень проста. По мнению парламентария, необходимо закрепить в Уставе Ленобласти пункт, по которому ЗакС получит право согласовывать на должность, а также выражать недоверие первому вице-губернатору и вице-губернаторам Ленинградской области.

Это уточнение основного закона, как объясняет Коваль в пояснительной записке, "установит дополнительный контроль ЗакСа при утверждении кандидатур". Принятие этой поправки, добавляет он же, приведёт к усилению позиций Законодательного Собрания как органа государственной власти.

Сегодня ЗакС участвует в назначении на должность почти всего топ-менеджмента областного правительства. Речь о заместителях председателя правительства, которым депутаты могут даже выразить недоверие.

В данный момент в структуре правительства Ленобласти совмещены позиции губернатора и председателя правительства. Заместители губернатора по линии администрации называются вице-губернаторами, и их трое: первый вице-губернатор Игорь Петров, политический Анна Данилюк и силовой Михаил Ильин.

И если семерых заместителей председателя правительства ЗакС, пусть и символически, но должен согласовывать, на этих троих парламентское влияние не распространяется. Назначает/увольняет их губернатор без ведома депутатов.

Конечно, на самом деле мнение народных избранников не влияет и на выбор зампредов. Да и не было случая, чтобы ЗакС отказал в согласовании хоть одной кандидатуры. Но очевидно, что Никита Коваль хочет оформить хотя бы на бумаге значимость себя и коллег.

Впрочем, все инстанции уже высказались против подобного развития событий. В своём заключении губернатор Александр Дрозденко написал кратко — "не поддерживаю". Возможно, хотел дописать "и без вас разберёмся", но это противоречит нормам официального письменного стиля.

В правовом управлении ответили более развёрнуто. Там заметили, что по закону депутаты могут участвовать в кадровой судьбе только тех чиновников, что являются руководителями исполнительных органов власти. Иными словами, если они ещё и возглавляют какой-нибудь комитет. Непосредственно те чиновники, о которых идёт речь в законопроекте, никакими ведомствами не руководят, значит, на них это правило не распространяется.

Прокуратура Ленобласти в своём заключении обратила внимание на используемую терминологию. Так, в законопроекте сказано, что он вступает в силу "через 10 дней после его официального опубликования". А надо было написать — "по истечении 10 дней его официального опубликования".

Заметим, для изменения устава нужно 34 голоса, а из-за последних событий "Единая Россия" Ленобласти потеряла конституционное большинство.

Добавим, депутаты периодически пытаются заявить о повышении собственной роли. В последний раз аналогичную попытку инициировал тот же Никита Коваль, это было год назад. Тогда он хотел штрафовать чиновников за медлительность при общении с парламентариями. В 2019 году коммунисты вслух жаловались, что о депутатов вытирают ноги. Чиновники не приглашают их на праздники, не приходят на заседания. И вообще, используют только в случаях, когда от парламентариев что-то нужно.