47news заглянул в эпицентр протеста гиганта-маркетплейса. У торгового люда есть лозунги, но бизнесмены-сателлиты их не слышат.

- В Петербурге бастующих мало. Вчера мы поддерживали акцию, а всего было около 40 пунктов. Сегодня с утра многих запугали, чем могли. Накануне практически единодушно бастовало Приморье, 15 пунктов в Мурманске и пригороде, - рассказала 47news 15 марта сотрудница одного из официальных пунктов Wildberries об обстановке среди недовольных. - Забастовку планировали на один день. Но некоторые пункты отказывались выдавать товары или закрывались полностью. Но случалось это гораздо реже.

Нас же интересовало, как организован бунт. Все-таки сложно поверить, чтобы в городах от Владивостока до Волхова сотрудники стихийно повесили одинаковые объявления: "Приносим свои извинения, но заказы не выдаем, пока нас не услышат".

- Есть один активист, который показал себя во время другой серьезной волны недовольства, он создал чат. Некоторые агитируют за создание профсоюза, но им не все доверяют, - рассказал другой опытный сотрудник.

Коммуникация персонала друг с другом и внешним миром налажена в мессенджерах. Для сравнения, в группе, объединяющей продавцов в СЗФО, - около 800 человек, а самом крупном чате под названием "Мегабунт" - больше 13 тысяч участников. Из-за количества групп и интенсивности сообщений возникает ощущение хаоса. Администраторы цитируют внутреннюю переписку с работодателями, анонсируют онлайн-конференции с представителями активов, рассылают ссылки на публикации СМИ. В отдельных сообщениях - хроника с совещания в Госдуме и неприятное в адрес главы Wildberries Татьяны Бакальчук (в 2021-м Forbes назвал ее богатейшей женщиной России с состоянием в 13 млрд долларов).

printscreen чата

Протесты начались накануне из-за новой системы штрафов. Она предполагает удержание до 100 процентов из зарплаты персонала за брак и другие причины, по которым клиенты возвращают товар.

- Допустим, мне приходит бокал за 4000 рублей. Открываю коробку, а там сковородка. Отмечаю ее как брак, отправляю обратно на склад, а с меня списывают 4000 рублей. Объясняют, что это шаг против подмены товаров, но мы этим не занимаемся. Наоборот в наших интересах поскорее выдать заказ, чтобы получить свой процент, - объяснила 47news хозяйка одного из пунктов выдачи в Петербурге. Он сегодня работал на полную катушку. - Об изменениях компания никак не предупреждает, просто меняет условия оферты. Об этом мы узнаем постфактум.

По словам еще одного сотрудника маркетплейса, оспаривать штрафы от работодателя в суде сложно. Дело в том, что в трудовых договорах прописывается зарплата в 19 тысяч рублей, а остальная часть - "премиальная". "Если компания решила проводить такую политику, ну кто ей помешает? Можно набрать новый персонал, но выполнять тяжелую и многозадачную работу он не будет. Сотрудники, конечно, найдутся, но это люди другого уровня", - говорит собеседник 47news.

- Как долго рассчитываете продержаться? И сколько пунктов должны присоединиться?

- Полагаю, по меньшей мере 30%. Я лично не вижу особого смысла продолжать. Важно было показать наше несогласие, потому что нам не оставили других путей и не услышали в рабочих чатах.

На фоне новостей о стачках продавцов поддержали клиенты. В комментариях к товарам оставляют лаконичное "Услышьте сотрудников". Партнеры-франчайзи отреагировали объявлениями о продаже готового бизнеса. Пункты в зависимости от трафика и других показателей выставляются от 500 тысяч до 2,5 млн рублей.

- В чате, где есть и сотрудники офиса, и владельцы пунктов выдачи, об удержаниях пока больше не писали. У меня в районе все пункты работают, - рассказала 47news предприниматель Кристина. - Но закрыться себе дороже. В договоре прописан штраф в 100 тысяч за день простоя.

Собеседница уже с неделю продает свою точку. С Wildberries она года полтора, но решила сосредоточиться на другой сфере. Говорит, интересовались активно, но в последние пару дней звонков стало меньше. 

Накануне в пресс-службе Wildberries оценили количество недовольных, собравшихся в главном офисе в столице, в 0,1% от общего количества пунктов выдачи. Даже если умножить цифру на сто, получим 10%. С теми, кто выбирает нецивилизованные формы диалога, маркетплейс готов попрощаться. В ответ на вопросы 47news о вероятных убытках и официальной позиции 15 марта сообщили, что "пункты выдачи заказов продолжают работать в обычном режиме. Информация о "забастовке" не соответствует действительности. Заказы можно получать без ограничений".