В Выборге уже сняли романтику о войне, фантастику о сыщике и эпос про рокеров. Продюсеры готовы оставлять сотни миллионов, а платят - им. 47news заглянул в этот кошелек.
В прошлые выходные по центру Выборга маршировали люди в советских шинелях, а по брусчатке грохотали гусеницы. Так завершались съемки художественного фильма "Помилование" по повести башкирского писателя Карима.
- Снимали в Выборге, потому что это идеальная площадка под нашу историю. По большей части на экране воспроизводится Советский Союз, военное время. Небольшой город, такой ноунейм, где сохранились исторические постройки, которые могут стать площадкой с минимальными затратами для съемок и декорирования, - объяснил 47news выбор съемочной группы Сергей Орлов, исполнительный продюсер компании Motor Film Studio, что занимается картиной.
Сюжет самой повести основан на реальных событиях и разворачивается в 1942-м. Влюбленный танкист едет с фронта к девушке в глухую деревню. Так личная драма усугубляется нарушением в военное время.
- Была ли одним из факторов стоимость аренды площадок?
- Не совсем так, коммерческие условия на выбор не влияли. Искали место, которое позволит решить основную часть задач. Цены во всех регионах России достаточно доступные и плюс-минус одинаковые, - говорит продюсер Орлов, отказавшись уточнить конкретную стоимость аренды площадок.
Если описанный проект еще в работе, то прошлой весной на экраны вышла семейная комедия от собеседника - "Моя ужасная сестра". И пусть фильм не сыскал популярности у зрителей (рейтинг Кинопоиска - 5.6 из максимальных 10), но герои бродят по набережной Выборга или присаживаются на камень в парке "Монрепо". А осенью пейзажи Выборга стали декорациями восточного Берлина в шпионском детективе "ГДР".
В сериале "Фандорин.Азазель" (он в десятке самых популярных Кинопоиска) знаменитого сыщика злодеи бросают через красные перила Петровского моста. Он же, дрожа, шагает по улице Водной Заставы. Место выдается за топонимику старой Москвы, но пытливый взгляд выборгских узнает за спиной Фандорина Часовую башню.
В ближайших премьерах марта - байопик-сериал "Король и Шут" - воспроизводит большой концерт рок-легенд на Красной площади. Из областных локаций съемочной группе оказался близок также Борницкий карьер под Гатчиной с его марсианскими пейзажами.
47news спросил о причинах привлекательности Выборга и окрестностей, а также коммерческих условиях в продюсерском центре "Плюс Студия", который работал над обоими проектами. Там оперативно не ответили.
- Место для съемок выбирают художник-постановщик и оператор. Выборг, конечно, привлекает внимание своим экстерьером. Там до сих пор можно найти архитектуру, которая проиллюстрирует и Средневековье, и конец XIX века, и время Великой Отечественной войны, - объяснил 47news общие тренды киноцеха в прошлом директор Ленфильма Эдуард Пичугин. - Все перечисленное можно найти в Калининграде. Если бы он был ближе, наверное, снимали бы там. В географии - вторая причина популярности. Финансово гораздо менее затратно везти караван съемочной, осветительной техники, гримеров на несколько дней под Петербург, чем оплачивать тот же процесс в центре Петербурга.
Собеседник добавил, что процесс съемок на улицах неизбежно связан с уведомлениями об ограничении движения. Долю сопутствующих расходов в бюджете картины продюсер оценить не взялся, добавив, что для каждого проекта они индивидуальны.
- Такие затраты, на вскидку, составляют 20-25 процентов бюджета и напрямую зависят от уровня индустрии в регионах. То есть на Дальнем Востоке может доходить до половины стоимости картины, а в Сибири за собой приходится возить всю технику, - отметил главный редактор киностудии "Ленфильм" Андрей Апостолов. - Как таковой таксы за съемки на улицах нет, но в любом случае нужно договариваться с администрацией города или, например, парка "Монрепо".
Апостолов добавил, что город-крепость всегда был популярной площадкой в первую очередь из-за богатой исторической фактуры, отличных пейзажей и профильной инфраструктуры. Из нетривиальных достоинств для съемок главред "Ленфильма" отметил спад потока туристов из Финляндии и знаменитый кинофестиваль "Окно в Европу": "Режиссеры и продюсеры попадают в особую атмосферу, а затем приезжают в город снимать".
- На самом деле, все организовано очень просто. Три года назад создана Кинокомиссия Ленобласти, принцип работы "единого окна" позаимствовали у коллег из экономического блока, - объясняет киноуспех родного Выборга вице-губернатор по культуре Владимир Цой. - Желающие снять фильм подают заявку, а им в ответ в зависимости от темы - набор локаций, перечень органов, где нужно согласовать съемки, и образцы документов.
Вторым инструментом для продвижения Выборга в киномассы, по его словам, стал рибейт - возвращение части средств, потраченных во время съемок. Речь идет о подтвержденной документами аренде номеров в гостиницах, организации питания группы и массовки. То есть зарабатывает малый и средний бизнес того города, что оказался в эпицентре этого шоу.
- По нашим предварительным данным, только за прошлый год киношники потратили в Ленобласти больше 300 млн рублей, - добавил Цой, затруднившись уточнить долю компаний из Выборга. - Вернули же мы 14,4 млн рублей.
Съемочные группы и продюсерские центры могут рассчитывать на возврат до 20% от потраченного. Больше всего достается тем, кто разворачивает площадки в самой далекой периферии. Мы рассказывали, что в прошлом году самую большую субсидию в 5,1 млн выплатили авторам фильма "Беспринципные в деревне". Команде "Моей ужасной сестры", снятой в Выборге, компенсировали свыше 4 млн рублей.
Глава администрации Выборгского района Валерий Савинов заверил, что местные власти активно помогают гостям в съемках, но районный бюджет от них пока не получает ни копейки. Кинопроцесс стараются организовать так, чтобы он не мешал обычной жизни. На версию о том, что растущая популярность может помочь казне, заметил, что соответствующее положение и тарифы на аренду разрабатываются.
Но с авторов патриотического кино денег брать не будут, добавил Валерий Савинов. Принцип понятен, хотя понятие расплывчато. Например, Фандорин — это про детектив или о великом русском сыщике — важном историческом мифе?