Петербуржец махнул на СВО. Там накрыло до крови из ушей. 47news разбирался, чем ранение отличается от военной травмы и можно ли за это получить с государства.
Петербуржец Александр Листов 10 января в воинской части в Ленобласти подал рапорт-просьбу о назначении ему военно-врачебной комиссии. 30-летний воин планирует убедить докторов, что начал стремительно терять здоровье, принимая непосредственное участие в спецоперации, и имеет основания для 3 миллионов компенсации.
Участвовать в СВО Александр решил задолго до частичной мобилизации - записался добровольцем. Его с детства беспокоит отит с его симптомами: зудом, отеками, воспалением уха и сопутствующими головными болями. Но в июле военная медкомиссия противопоказаний для службы не нашла. Тем более Александр отслужил срочную в подразделении связи морской пехоты, а до прошлого лета работал инкассатором.
- На автобусе от сборного пункта в Петербурге доехал до части. Определили меня во взвод связи оператором разведки. За участие в спецоперации были 53 доллара в сутки (по курсу ЦБ России) и двойной оклад, полное медобеспечение, за ранения и увечья - денежная компенсация три миллиона точно. За тяжелое ранение или гибель - пять миллионов, - перечислил на память условия контракта собеседник. По его словам, копию на руки не выдавали.
На улице в целом прохладно, а рядовой Листов не избегал сквозняков. Так что за день до поездки "за ленточку" - очередное воспаление. Врач-отоларинголог советовал в госпиталь, но он отправился в ДНР. Где-то там в середине сентября орудие неожиданно бабахнуло так, что полилось из ушей.
- Почувствовал, как что-то потекло по шее, посмотрел на руку - кровь. Потом постоянно болела голова, а ухо так, что просто невозможно. Боли такие адские, что однажды ночью схватился за нож, хорошо ребята оказались рядом, слегка ударили прикладом по голове и забрали все оружие, - описал то состояние собеседник. - Через две недели первый раз увезли в госпиталь в Майкопе. Там пролежал неделю-полторы, выписали с диагнозом "средний отит", в медицинском заключении указано, что контузий не было. Собственно, с тех пор он мотается по врачам.
К ноябрю в медицинских документах (копии есть в распоряжении 47news) к записям об отите добавились тугоухость, межпозвоночные грыжи, остеохондроз и сочетание "военная травма". Военно-врачебная комиссия в петербургском госпитале изменила категорию на "временно не годен к военной службе" и добилась отпуска по болезни на 30 суток. Фоном этой ситуации - семейные обстоятельства. Двухлетний брак затрещал еще летом: жена не приняла похода добровольца на спецоперацию.
- В этом замкнутом круге я с ноября. В лужском госпитале утверждают, что для новой комиссии нет специалистов, отправляют в Пушкин. Там говорят: нет мест и нейрохирурга - ключевого врача по моему заболеванию. Отправляют в военную поликлинику на Садовую, оттуда опять в Пушкин, - говорит Александр. - А тем временем постоянные боли в голове, конечностях.
Листов рассказал и про банковские транзакции. Согласно им, с сентября по декабрь на счет поступало по 30-49,5 тысяч рублей. "Но заявленной выплаты 195 тысяч не было", - говорит Александр.
По словам собеседника, коротко свою историю он описал по телефонам горячих линий администрации президента, министерства обороны и Общероссийского народного фронта. Там записали контакты, но на связь с добровольцем пока не выходили.
- Как говорится, бумага все стерпит, - говорит он о планах подать электронное заявление на выплату компенсации через портал госуслуг.
Там же аккумулированы данные о деньгах и льготах для добровольцев. Участники спецоперации могут рассчитывать на разовые 195 тысяч рублей, но, если заключен контракт продолжительностью не меньше года. Его же принимали на военную службу на шесть месяцев.
47news спросил о нюансах с выплатами у юриста. Адвокат палаты Санкт-Петербурга Александр Передрук, кто недавно представлял в суде мобилизованного евангелиста, посоветовал опираться на мартовский указ президента России "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей".
- В документе речь идет об увечьях и травмах, а не о болезнях, которые появились или осложнились во время участия в специальной военной операции, - объяснил адвокат. - Если военнослужащий получает категорию инвалидности, наступает страховой случай. Согласно федеральному закону, страхуются все без исключения. Но у военнослужащих по призыву список страховых случаев больше, чем у контрактников, добровольцев и мобилизованных.
На "Фонтанке" недавно подсчитали, что военнослужащие в России должны быть застрахованы в совокупности на 3,5 триллиона рублей. По данным открытых источников, за легкие увечья положены страховые выплаты в 74 тысячи рублей, за тяжелые - 296,8 тысячи, инвалидность первой группы - 2,2 млн рублей. В случае гибели военнослужащего страховая компания выплачивает родственникам больше 2,9 млн рублей.
- Наличие в медицинских документах формулировки "военная травма" достаточно, чтобы получить компенсацию? - спросил 47news эксперта.
- Нет. Это общее обозначение различных проблем со здоровьем, полученных при исполнении обязанностей военной службы. Но хронические или приобретенные заболевания — это не травмы, контузии или увечья. Основанием получения компенсации по указу президента РФ от 5 марта 2022 г. № 98 является именно ранение (контузия, травма, увечье), но не заболевание. При этом заболевание, полученное в период прохождения военной службы, для военнослужащего по контракту также не является страховым случаем, если оно не повлекло за собой инвалидность.
Адвокат Передрук также описал механику получения выплаты. Военно-врачебная комиссия подробно изучает обстоятельства ранений и определяет причинную связь увечий, заболеваний граждан, проходивших (проходящих) военную службу. Если ВВК подтверждает, что ранение связано с прохождением службы, то после этого военнослужащий подает рапорт командиру части с просьбой о предоставлении положенных выплат. В дальнейшем ведомство через свой расчетный центр переводит деньги на счет военнослужащего.
Собеседники 47news в Западном военном округе сообщили, что ситуация требует внимательного изучения и посоветовали дождаться решения медкомисссии.