Предприниматель из Ленинградской области Александр Коломенский пытался оспорить приказ главы питерского Россельхознадзора Николая Широкова. Приказ вводил перечень документов, за получение которых бизнесменам приходилось платить. После этого у самого Коломенского начались проблемы: на него завели 39 (!) уголовных дел, позже соединив в одно; его арестовали и на днях осудили.

Платить приказано!

Управление Россельхознадзора обязано следить за состоянием любых вывозимых грузов. Перед тем, как отправить продукцию, экспортер пишет заявку в Управление Россельхознадзора, и проверяющий инспектор, как правило, выезжает на железнодорожные станции осматривать груз. Если есть сомнения в его безопасности, берут пробы и проводят экспертизу. На основании проведенного досмотра оформляют фитосанитарный сертификат. Последний является карт-бланшем для любого товара. Без него продукция не пересечет границу. По правилам, сертификат в Россельхознадзоре оформляется бесплатно.

Компания ООО «Регион», занимающаяся заготовкой и покупкой леса для его дальнейшей отправки за границу, за 10 лет своего существования действовала по установленной схеме «заявка - досмотр продукции - выдача сертификата». Из Подпорожья, где находится фирма, заявки отвозились в Петербург, в здание Россельхознадзора, на улицу Швецова, 12.

Гениальная мысль о том, чтобы ввести новый необходимый перечень документов, пришла в голову тогдашнему руководителю регионального управления Россельхознадзора Николаю Широкову в 2005-м. И он («царь я или не царь?») издал приказ № 110 «Об утверждении временного порядка оформления фитосанитарной документации», который расширил перечень необходимых документов на подкарантинный груз. Для их получения компании были обязаны обратиться в фирмы, например, такие, как ООО «Лесной карантинный брокер», ФГУ «Ленинградский референтный центр». Соответствующее объявление для бизнесменов повесили прямо в помещениях Управления Россельхознадзора. А эти фирмы в свою очередь за оказанные услуги брали с бизнесменов плату. Заработала машина для выкачивания денег.

- Прихожу в управление - висит объявление: «Обращаться в ООО «Лесной карантинный брокер» и ООО «Гринвей-Нева». Я удивился, но деваться было некуда: лично заключил с ними договор в тот же день, - рассказывает «ТС» генеральный директор ООО «Регион» Александр Коломенский. - Мы платили 5 рублей с кубометра лесоматериалов, то есть 300 рублей за вагон.

Сотрудники, выполняя приказ, вынуждали представителей хозяйствующих организаций получать необходимую документацию в коммерческих организациях - ООО «Лесной карантинный брокер», ООО «Форт», ООО «Гринвей-Нева», ООО «Консалт СПб», ООО «ВК» и «Щит Северо-Запад». Все 6 организаций, с точки зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу по СЗФО, были подконтрольны Николаю Широкову. Позже финансовое расследование Росфинмониторинга показало, что за год существования через эти фирмы прошло более чем 235 миллионов рублей. Широков же, как предполагает Росфинмониторинг, использовал деньги по собственному усмотрению. В общем, годы его государственной службы не прошли даром.

После выхода приказа Широкова многое, по словам Коломенского, изменилось. «В случае поступления заявок на выдачу фитосанитарной документации непосредственно от хозяйствующих субъектов срок оформления документации - 30 дней. В случае поступления заявок от посредников - ООО «Лесной карантинный брокер», ООО «Гринвей-Нева», ООО «Консалт СПб», которые оказывали хозяйствующим субъектам услуги по подготовке необходимых документов и их сдаче в Управление Россельхознадзора, - срок составлял от 1 до 7 дней». Получается, что для фирм-посредников Россельхознадзор работал оперативнее.

Ты на кого руку поднял?

Первыми возмутились в Совете лесопромышленников Ленобласти. Члены совета, а позже и директор ООО «Регион» Коломенский обратились в питерское управление Федеральной антимонопольной службы. 17 апреля 2006-го ФАС выявила нарушения антимонопольного законодательства и предписала Россельхознадзору их прекратить. Однако ничего не изменилось. 5 июня 2006-го на заявление ООО «Регион» инспектор Россельхознадзора Тихонов ставит резолюцию: «отсутствует заключение референтного центра», вынуждая компанию вновь обращаться к посредникам.

После безуспешной попытки ФАС «образумить» руководство Россельхознадзора Александр Коломенский обратился в прокуратуру Ленинградской области, однако там посчитали, что Россельхознадзор не нарушает ветеринарное и фитосанитарное законодательство. Коломенскому пришлось уточнить это обстоятельство уже в прокуратуре Санкт-Петербурга, где с коллегами из Ленобласти не согласились. В отношении Николая Широкова было возбуждено уголовное дело по статье 286, ч. 2, УК РФ (превышение должностных полномочий). Александра Коломенского как директора ООО «Регион» признали единственным потерпевшим по этому делу. Однако 19 января 2007-го дело прекратили. Следствие не нашло состава преступления в действиях Широкова, так как его приказ не имел «вредных последствий», да и никакого нарушения прав граждан в данном случае нет. Любопытно, что следствие не дождалось финансового расследования, которое в рамках этого дела проводил Росфинмониторинг и подготовил информационную справку 26 января 2007 года, спустя неделю после прекращения дела.

Между тем Росфинмониторинг выяснил любопытные вещи: «Характер выявленных сделок в достаточной степени указывает на возможную их связь с легализацией преступных доходов, и в этой связи действия Широкова могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 174, 174-1 УК РФ».

Через 9 месяцев производство по уголовному делу возобновили и направили в Следственный комитет при прокуратуре РФ по СЗФО. Как сказал «Тайному советнику» и.о. руководителя Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по СЗФО Александр Зайцев, в настоящее время уголовное дело в отношении Широкова возбуждено по прежней, 286-й, статье (превышение должностных полномочий). На сегодня следствие продолжается, и подробности пока сообщать рано.

Тем временем сам Александр Коломенский, настойчиво сигнализирующий и прокуратуре и Арбитражному суду о нарушениях Россельхознадзора, как выясняется, нарисовал мишень у себя на лбу. В отношении него возбудили 39 (!) уголовных дел, его обвинили в контрабанде и посадили за решетку. Следствие посчитало, что товар ООО «Регион» пересекал границу по подложным сертификатам.

Light-расследование

Инспектора Россельхознадзора пришли с проверкой груза ООО «Регион» на железнодорожную станцию. Оглядели продукцию, стали проверять сертификаты, тут-то специалист Николай Ахматович и не признал свою подпись на четырех сотнях сертификатов. Прокуратура Ленинградской области возбудила уголовное дело в отношении Коломенского по статье «контрабанда».

Обвинение строилось на показаниях свидетелей - сотрудников Россельхознадзора - и экспертизе. Парадокс в том, что на экспертизу была подана всего одна печать Россельхознадзора. Однако, как сообщил на суде Денис Моисеев, работавший в рассматриваемый период государственным инспектором Россельхознадзора, «в Управлении было много печатей, могло быть и три». Получается, на «поддельных» сертификатах могла стоять та печать Россельхознадзора, которую экспертам попросту не предъявили. Трудно объяснить апатию следствия, так и не выяснившего принципиальный, казалось бы, вопрос о количестве печатей.

Дальше - больше. Обвинение опирается на «реестр запросов» и «журнал организаций», в которых сотрудники Россельхознадзора фиксировали выдачу сертификатов. В реестре и журналах есть сертификаты, которые следствие, согласно экспертизе, посчитало недействительными! Логика следствия удивляет. Получается, в Россельхознадзоре сертификат признали действительным, а экспертиза настаивает на обратном. На суде можно было услышать диалоги вроде этого:

вопрос подсудимого свидетелю Николаю Ахматовичу, в рассматриваемый период работающему специалистом в Управлении Россельхознадзора:

«- Как вы можете объяснить, что сертификат за номером (называет номер), вами выданный, числится, согласно заключению экспертизы, недействительным? Данный сертификат выдавался за вашей подписью, все сходится с журналом по организации.

- Не могу объяснить.

- Почему говорят, что печать не соответствует образцу?

- Не могу сказать».

- Нет логики. Как определялось, какой сертификат поддельный, какой нет? Например, сертификат считается настоящим, а по реестру он не выдавался. Или сертификат считается подложным, а инспектор признает свою подпись. Получается, реестр - фикция, - возмущается Александр Коломенский.

Адвокат Коломенского Сергей Кузьмин считает, что суд не изучил вопрос о виновности подсудимого: «Субъективная сторона дела вообще осталась без доказательств на этом процессе. При этом Коломенский должен быть парадоксальным искателем приключений - ведь за рассматриваемый период ООО «Регион» отгрузило 471 вагон, то есть использовало 471 сертификат, и за тот же период выявлены 423 сертификата, которые, по мнению суда, он подделал. При этом, согласно реестру Россельхознадзора, выдано 479 сертификатов!»

Зато все силы следователей 5-го отдела Главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД Петербурга и Ленобласти были брошены на то, чтобы посадить Коломенского на время следствия за решетку. Следствие ссылалось на то, что Коломенский может воспрепятствовать «установлению истины» и даже скрыться за границей. В итоге директора ООО «Регион» в наручниках увезли в изолятор № 4 на улице Лебедева. За решеткой он просидел с 16 по 25 апреля 2007 года. За Александра Коломенского тогда поручились и в совете депутатов Подпорожского района, и глава муниципального образования. Совет депутатов даже просил Генпрокуратуру взять под личный контроль уголовное дело Коломенского, так как оно «возбуждено по заявлению руководителя управления Россельхознадзора по Петербургу и Ленинградской области Николая Широкова». Сразу после изменения меры пресечения следователи попытались наложить арест на имущество и счета ООО «Регион», вероятно, ошибочно предполагая, что оно является личным имуществом Коломенского.

Трудно объяснить, почему при наличии противоречивых доказательств суд принял одни и отверг другие. Судья Подпорожского городского суда Ленобласти Геннадий Меркушкин посчитал, что вина подсудимого доказана и, стало быть, Александр Коломенский виновен. Он назначил «контрабандисту» штраф в 200 тысяч рублей. А так как приговоренный уже успел посидеть за решеткой, то наказание ему было смягчено до минимального - штрафа в 100 тысяч рублей. Остается только позавидовать доле «контрабандиста» Александра Коломенского, совершившего тяжкие преступления (36 эпизодов!), за которые уголовным судом предусмотрено наказание исключительно в виде лишения свободы сроком свыше 2 лет. Может, гуманное наказание - просто бонус за столь неловкое и неосновательное обвинение.

Александра Стальнова

Публикуется с сокращениями. Полная версия опубликована в еженедельнике «Ваш тайный советник» №42 (320) 3 ноября 2008 г.