47news поговорил с теми, кто часами стоял на границе России с Евросоюзом. Читайте, как через шлагбаум скакали пачками, грелись в машинах, а кого отправляли на "рентген".

- Нам, можно сказать, повезло - приехали попозже, часам к пяти вечера, - айтишника Глеба звонок 47news утром 26 декабря застал под Псковом. Они с женой гостили у заграничных родственников, накануне вечером пара собралась обратно в Россию через пункт пропуска "Лухамаа - Шумилкино" у границы Эстонии с Псковской областью (он прославился осенью очередями из беженцев на выезд - ред). - За пару часов продвинулись на десять машин и встали вмертвую. Кажется, это первый раз, когда фуры двигались быстрее легковушек.

На улице минус десять по Цельсию, так что особо не погуляешь. Салон авто приходилось прогревать каждые полчаса. Из половины бака, с которой семья подъехала к шлагбаумам, к вечеру осталась четверть. Появился риск заглохнуть на нейтральной территории.

фото: читатели Фонтанки.ру

- Заняли очередь и кое-как уехали на ближайшую АЗС: заправиться, попить кофе, купить продукты и сигареты. Причем выбираться приходилось с трудом: эстонцы говорят ставить машины вплотную друг к другу. Когда вернулись, никого не пропускали: ждали, чтобы освободилась нейтральная зона. В очереди успели друг с другом перезнакомиться. Мы спали прямо в машине, а те, кто с детьми, ходил греться на КПП, - говорит Глеб.

Вокруг, по словам собеседника, в очереди рядом друг с другом стояли машины с номерами ЕС, России и Украины. Ее граждане к границе, как правило, подъезжают в микроавтобусах битком и кучкуются отдельно. К трепу с россиянами в очереди не расположены. У эстонцев приграничная инфраструктура на уровне душа, туалета. "Когда въезжаешь в зону России, как будто попадаешь на территорию Югославии. Стоят старые сканеры вроде тех, что на вокзалах или в аэропортах", - собрал свои впечатления Глеб.

- Пропускать начали около семи утра. Оказалось, что у машин с российскими номерами приоритет, мы так пачкой из пяти авто и проскочили, - говорит наш собеседник. У него паспорт гражданина Латвии, есть вид на жительство в России. - Ни эстонские, ни российские пограничники необычных вопросов не задавали.

"У нас бронь (в электронной очереди - Ред.) была на десять вечера, вызвали только около половины первого ночи. На мосту простояли часа четыре, с российской границы выехали часов в семь. Очень много иностранных машин и тех, кто едет первый раз и не знает, как заполнить бумаги. Мы на машине с эстонскими номерами, дополнительно не досматривали, но некоторые автомобили перед нами отправляли на "рентген", - рассказала 47news о своем опыте россиянка Алена, которая вместе с мужем-эстонцем въезжала на родину из Нарвы. По наблюдениям собеседницы, большая часть ее очереди стремилась к родственникам.

Другой россиянин, Алексей, простоял в очереди на границе накануне утром около пяти часов. Он часто выезжает к родственникам жены в Эстонию и называет себя "практически аборигеном". На фоне информационного ажиотажа на границе путешественник записался онлайн на десять вечера, рассчитывая выехать около полудня. Сообщение о том, что его ждут на пункте пропуска "Нарва - Ивангород", пришло около шести утра.  

- Раньше интервал по записи был полчаса, сейчас сократили до 20 минут. В этот раз выезжал на машине. За мной - автомобиль с Псковскими номерами. Большая часть граждан - с двойным гражданством или видом на жительство. Было достаточно много русских машин, а в основном едут нарвитяне заправляться. Передо мной был таксист, он ехал как раз за этим, - поделился ощущениями он. Для сравнения, литр 95-го бензина в Эстонии стоит 123 рубля, у нас - в среднем 51 рубль, разбег по дизелю примерно такой же.

К новостям об очередях на пунктах пропуска наш собеседник относится скептически. По его наблюдениям, трафик остается на уровне эпохи коронавируса, когда туда-сюда каждые сутки курсировало примерно по 200 машин.

- Нельзя сказать, что очередь катастрофическая, довольно небольшая погрешность. Но то ли больше внимания стали уделять пропуску грузовиков, то ли тщательнее досматривать иностранцев... В целом процедура досмотра изменилась еще летом, но чтобы задержка увеличивалась до 17 часов - такого не было, - говорит Алексей.

- Мне показалось, что машин не больше, чем обычно. Но сложилось впечатление, что иностранцев на нашей границе досматривают более тщательно, - говорит Глеб, который заезжал в Россию через Псковщину. - Их загоняли на "рентген" на много часов. Это значит надо целую машину вещей разгрузить, занести в помещение и поставить на сканер. Потом со всем багажом через тот же вход, где стоит очередь на КПП. На морозе всем этим заниматься неудобно.

К половине четвертого 26 декабря сервис GoSwift показал 45 машин в живой очереди, а с учетом электронной записи - всего 120 автомобилей. Задержка составляет до трех часов. Надо полагать, очередного всплеска на границе ждем к концу новогодних каникул.

Андрей Карлов,
47news

Контекст:

Осенью мы наблюдали за другой аномалией, когда крупная пробка образовалась на выезде из России в Эстонию. На многих машинах были номера Евросоюза. Власти связывали задержки с увеличенными интервалами для досмотра. Напомним, Эстония, Латвия, Литва и Польша с 19 сентября запретили въезд через границу гражданам России с краткосрочными шенгенскими визами. Исключения в странах Балтии и Эстонии сделали для водителей грузовиков, дипломатов, а также для тех, кто пересекает границу по соображениям гуманитарного характера.