Спецтехнику ждут в космической оборонке, а производителя топит подряд от стратегических судостроителей. Тут и ФСБ не помощник.

На грани остановки оказался завод "Невские машины" в деревне Малое Забородье Ломоносовского района Ленинградской области. 28 октября на площадке ждут судебных приставов. Они объявили руководству о планах вывезти оборудование, с помощью которого собирают полуприцепы. По словам наших собеседников на заводе, в работе около 30 проектов, один из них – из отрасли гособоронзаказа. Конструкторы выпускают специальные платформы для транспортировки военной техники. Адресат - завод в Ярославской области из орбиты "Объединенной судостроительной корпорации".

"В этой сфере у нас один партнер, но заказ для него выполняем не впервые. ФСБ мы уже известили, и районное отделение, и региональное управление, – рассказал 47news генеральный директор и владелец "Невских машин" Виктор Тюхтин. – Судебные приставы в прошлую пятницу сказали предъявить оригиналы документов и обещали снять арест, а сейчас собираются приезжать и изымать оборудование".

Фото: сайт завода "Невские машины"

Завод "Невские машины" в Малом Забородье занимает три гектара, где трудятся два десятка человек. В ассортименте - более 20 специализированных наименований. Производство не серийное, то есть под каждый прицеп инженерами формируются 3D-модели. В год, по словам владельца бизнеса, выпускают от 40 до 50 штук. "СПАРК" отражает уставной капитал в 1,7 млн, оборот - около 11 млн рублей.

Спецтехникой от имени завода торгует ООО "Невские машины корпоративные продажи". Поездка приставов на деревенскую площадку стала кульминацией судебной баталии этой компании с фирмой "Новые информационные технологии в авиации" (НИТА). Предмет спора – специальный полуприцеп с подъемным механизмом (93192D). Махина - шесть метров в длину и под два с половиной в ширину, выдерживает до 16 тонн и служит платформой для мобильного диспетчерского пункта – оттуда специалисты рулят аэронавигацией.

Такой спецприцеп в октябре 2020-го обошелся фирме "НИТА" в 9,8 млн рублей. Две трети перевели авансом и рассчитывали получить технику к августу 2021-го. Не дождавшись, подали в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск о взыскании аванса. Конечным покупателем был концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей", поэтому к сумме не забыли прибавить уже свою неустойку в 4,1 млн рублей. Таким образом общий объем претензий вырос до 12,4 млн. Ближайшее заседание назначено на середину ноября.

В качестве обеспечительных мер арбитраж определил наложить арест на имущество ответчика совокупной стоимостью 7,8 млн рублей. Собственно, на это решение опирались приставы, когда в начале октября огорчили руководство завода. Итог – список из 15 арестованных позиций от легковых "Киа" и "Мицубиши" до трактора "Беларус", полуприцепы и важные для производства станок, электрическая печь, малярный компрессор и сварочные аппараты. В "Невских машинах" настаивают, что техника оформлена в лизинг и находится на балансе компании, которая не участвует в споре.

"У торгового дома нет имущества, арестовывают имущество завода. Доходило до смешного, – рассказал 47news владелец и гендиректор "Невских машин" Тюхтин. – То есть пытались арестовать седельный тягач заказчика, который приехал забирать свой готовый полуприцеп".

На работу пристава коммерсант пожаловался его руководству и районной прокуратуре. Начальник Ломоносовского районного отдела УФССП Виталий Коровниченко выслушал вопросы 47news, но все-таки предпочел ответить на официальный письменный запрос.

Практически одновременно с описанной судебной историей ООО "Невские машины корпоративные продажи" совершило упреждающий маневр. В арбитраж подан иск о признании договора на спецприцеп действующим, но с новыми ценами. Среди аргументов компании – резкий скачок цен на металл: 66,5% с начала пандемии. В целом не удивительно, ведь недавно мы рассказывали, до каких выражений рост сырья довел топов Минпромторга. Если же на конкретном примере, то с заключения договора прицеп прибавил в стоимости 2,3 млн рублей.

Оппоненты у "Невских машин" – не из простых. Юридически ООО "Фирма "Новые информационные технологии в авиации" зарегистрировано во Всеволожске, а глобально же это практически единственный в России поставщик сложной авиатехники. Речь о тренажерах для пилотов, пультах диспетчеров в аэропортах, бортовых и наземных радиокомплексах. В компании - под четыре сотни сотрудников, а продукцией пользуются воздушные гавани от петербургского Пулково до чукотского Анадыря.

Фото: сайт ООО «Фирма «НИТА»

По данным "СПАРК", оборот ООО "Фирма "НИТА" за прошлый год – 1,6 млрд рублей, чистая прибыль – под два с половиной миллиона. Руководит компанией Олег Зыков. 47news кратко упоминал шикарные атрибуты жизни топ-менеджера. Ему же принадлежат 49% фирмы, а мажоритарий бизнеса Сергей Пятко – советник генерального директора оборонного концерна "Алмаз-Антей".

В офисе "Новых информационных технологий в авиации" в комментарии 47news подчеркнули, что спорный полуприцеп, в свою очередь, – уже часть их гособоронзаказа.

"По условиям договора, стоимость оплаты твердая, то есть изменению не подлежит. Должник направил требование о расторжении договора, однако в суде настаивает на "заключенности" договора. При этом срыв основного контракта зафиксирован, но предложений от "Невских машин" по поводу выполнения заказа в наш адрес не поступало", – ответил нам через пресс-службу гендиректор "НИТА" Олег Зыков.
 
В компании добавили, что техника и оборудование "Невских машин" арестованы без права использования. Но на это, по словам собеседников, есть объективные причины.

"Гражданин Тюхтин не подписывал никаких документов сам и запретил делать это своим работникам, поэтому уполномоченные лица не могли оставить арестованное оборудование и разрешить его эксплуатировать в отсутствии ответственных лиц. Тем не менее должник не лишен права изменить способ использования арестованного имущества по заявлению в службу судебных приставов. В том числе сменить лицо, ответственное за сохранность имущества", – сообщили в "Новых информационных технологиях в авиации".

Пока идут оба процесса, все-таки не лишним будет помнить об ужесточении уголовной ответственности за срыв гособоронзаказа. Госдума накануне объявления частичной мобилизации приняла норму в одном пакете с уклонением от призыва, мародерства и дезертирства. Теперь это до 10 лет.