Процесс адаптации нового сотрудника на рабочем месте может пройти легко, а может спровоцировать трудности принятия его коллективом. О том, как минимизировать стресс и начать новый этап без дополнительных сложностей, "Известиям" рассказала карьерный эксперт Центра занятости "Моя работа" Светлана Семеренко.

"Адаптивность — один из ключевых гибких навыков сотрудника. Новая работа влечет за собой неизбежный выход из зоны комфорта. Советую отнестись к переменам с пониманием и не терять оптимизма. Временные неудобства обязательно станут инвестицией в себя и конвертируются в личностный и профессиональный рост. Самая неверная стратегия — идти в отказ и противопоставлять себя коллективу. Это прямой путь к тому, чтобы не пройти испытательный срок", — предупредила эксперт.

По ее словам, и новички, и опытные специалисты, и даже руководители могут сталкиваться с боязнью выглядеть глупо и из-за этого не задавать интересующих вопросов. Но как бы страшно ни было, в любом случае необходимо преодолевать себя. На первом этапе самое ценное, что можно получить, — опыт и знания.

Также распространенной проблемой может быть привычка выполнять работу "по готовым лекалам": в удобных для себя компьютерных программах, по стандартам прошлого работодателя. Однако специалист рекомендовала не спорить с руководством на начальном этапе, особенно по поводу формальностей — как составлять документы, какие выбирать шрифты, как общаться с конкретным клиентом. Такое поведение только настроит коллектив против вас.

"Еще один красный флаг — попытки саботировать обучение. "Я уже эксперт", "мне это не надо", "и так все понятно": эти фразы — ваши враги. Безусловно, необходимость что-то изучать дополнительно, особенно в нерабочее время, нередко вызывает дискомфорт. Но все же прокачка необходима, чтобы как можно быстрее освоиться на новом месте", — добавила карьерный эксперт.

Также важно не противопоставлять себя команде, так как представлять себя "единственным экспертом" — это проигрышная позиция.

"Кроме того, раздражать будут и постоянные сравнения с предыдущим местом работы. Они лишь вызовут резонный вопрос — а почему вы там не остались", — отметила Семеренко.

Другим проявлением высокомерия является привычка поучать коллег и даже руководителей. Даже если хочется что-то изменить и внести правильные и резонные предложения, лучше делать это аккуратно и тактично.

Ошибкой также является не выстраивать отношений с коллегами. Слишком отдаляться от коллег не стоит: кто-то ошибочно считает, что отношения в коллективе не должны выходить за рамки рабочих и сознательно дистанцируется от команды, а другие полагают, что уделять время коллегам и обсуждать сторонние темы не пристало серьезному человеку. Однако добиться успеха невозможно без взаимодействия в команде, сбалансированного распределения ролей и взаимной поддержки.

Другой крайностью является "пускаться во все тяжкие": рассказывать все детали личной и семейной жизни, навязывать свою дружбу.

"Не везде уместны грубые и злые шутки, циничные замечания. Советуем для начала понаблюдать за тем, какой стиль общения принят в команде, чтобы не попасть впросак. Не лишним будет узнать детали заранее: как обращаться к коллегам, на "ты" или на "вы", как принято одеваться — нужен ли деловой стиль или подойдет", — поделилась Семеренко.

Не стоит также и менять условия работы. Например, вы договорились выйти на работу в офис, но с первого дня требуете перевода на удаленку. Из-за этого вся команда может оказаться в неловком положении, поскольку ради одного сотрудника никто не будет перестраивать процессы. Резкая смена предпочтений говорит о вашей ненадежности и вызовет недоверие.

"Честность поможет вам с успехом пройти испытательный срок и заслужить репутацию настоящего профессионала", — заключила Семеренко.