От 47news: на что претендует бизнес США, вложивший в "Илим" $650 млн. У петербуржцев Смушкина и братьев Зингаревичей должно быть крепкое настроение.
Как стало известно 47news, определен уровень цены, по которой американская компания International Paper (сегодня там сложная система собственности – фактически 80% принадлежит всевозможным непрофильным инвесторам) сможет продать свои активы в России. Здесь у неё 51% в группе “Илим”. Вторая половина - в том числе, у председателя совета директоров, известного петербургского бизнесмена Захара Смушкина и членов совета директоров Бориса и Михаила Зингаревичей.
В марте американцы заявили, что рассматривают возможность продать свои активы "Илиму". О том же говорили в принадлежащей International Paper компании Sylvamo. Последняя, владеет целлюлозным заводом в Светогорске.
По данным 47news, продажа "Илиму" - не столько желание, сколько обязанность. В акционерном соглашении заложено преимущественное право на выкуп доли нынешними российскими партнёрами. В целом же, потенциальная сделка не похожа на мнимое оставление рынка под присмотром своих людей, - как это порой случается в последнее время - речь о полноценной, легальной процедуре.
В состав группы "Илим" входят 3 крупнейших целлюлозно-бумажных комбината РФ: в архангельской Коряжме, Братске и Усть-Илимске в Иркутской области. Плюс, через Sylvamo, комбинат в Светогорске, что в Ленобласти. А также гофропроизводства в Коммунаре (тоже Ленобласть) и Дмитрове (Подмосковье). В прошлом году "Илим" выпустил 3,64 млн тонн готовой продукции и остается лидером отрасли в России. Оборот за 2021 год - 180 млрд рублей, прибыль 40 млрд. Исторически офис находится в особняке на улице Марата в Петербурге.
Естественно, при продаже возникает вопрос цены. И здесь динамика следующая: International Paper приобрела долю в 2007 году за 650 млн долларов. Сделка прошла с одобрения правительства РФ. По данным из открытых источников, активы с учетом обязательств "Илима" в 2021 году оценивались в 4 млрд долларов. Однако, собеседники 47news на этом рынке называют цифру в два раза большую – под 8 млрд долларов. Они ссылаются на неопубликованные данные крупнейших западных организаций-оценщиков.
Казалось бы, если сильно упрощать, половина "Илима" может стоить 4 млрд. Но ситуация в новом мироустройстве вносит серьёзные коррективы. По данным 47news, речь идёт даже не об одном миллиарде долларов - планка переговоров стоит примерно на 800 млн долларов.
Если перенести слова Владимира Путина “уходите с тем, с чем пришли" из геополитической плоскости в экономическую, то американцам в целом повезло, - уходят даже с большим, чем вложили. А "Илиму" - так вообще, извините, подфартило: за эти годы американцы, мягко говоря, немало вложили в производство. Эксперты оценивают инвестиции в 5 млрд долларов.
Следующий вопрос, разумеется, касается механизма расплаты. Понятно, что такие финансы акционеры тратят не из своих сбережений - в подавляющем случае речь идет о кредите. В России сейчас не так много банков, способных выделить подобную сумму: Сбер, ВТБ, Альфа-банк и еще пара. Но здесь, как в школьных правилах, всегда найдется исключение. Это Газпромбанк, находящийся до сих пор вне санкций. Ему под силу и выдать такой кредит, и одновременно следовать действующему политическому курсу (это про транзакции в недружественную страну, проблемы тактические/технические).
Что касается сроков выхода американцев из бизнеса, то время займут не только переговоры, но и работа команды юристов: согласования в ФАС, министерствах/ведомствах. Учитывая, что процесс начался весной, можно прибавлять полгода. То есть, плюс-минус – с Новом годом.
Виктор Смирнов, 47news
С представителем International Paper на момент подготовки публикации связаться не удалось. В пресс-службе группы Илим оперативно не смогли ответить на вопрос какая сумма обсуждается на переговорах с International Paper.