Половина катеров и яхт, катающих туристов по петербургской воде - нелегалы. У жертв крушений нет шансов на претензии.
В Морском и Речном регистрах оформлено около 2000 петербургских катеров и яхт. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения понятия маломерного судна" позволяет катать туристов только им и только при наличии лицензии Ространснадзора. Лицензии есть примерно у 200-т юрлиц из Петербурга и Ленобласти, которые используют около 400 катеров и яхт. Остальные - вне закона и их примерно столько же.
По данным Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, в подведомственной ему Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) зарегистрировано на 27 июля 2022 года 47344 плавсредства. Закон запрещает использовать их для коммерческой перевозки пассажиров.
Можно прогуляться в парочку мест, где их больше всего - набережная Мойки напротив Марсова поля и Ждановская набережная у "Петровского". После обеда и в рабочий день там можно было насчитать десятка по два с половиной сияющих на солнце корабликов. Во внерабочие часы там швартуются штук по 50-60, но нерабочие часы сейчас весьма условны - сервис круглосуточный, и популярные морские прогулки к разводным мостам тренд поддерживают. Их трудно посчитать, даже если поговорить с бригадирами - общительными парнями, у которых можно купить круизы. Совсем, как это было с такси в 90-е в Пулково, и слово такое же - "бригадир".
Парни говорят, что катера и яхты видны не все, они отстаиваются в разных местах, включая яхт-клубы - в общем, кто где может. Выбор головокружительный, только плавсредств премиального класса (каюты, душ, декор) в каждом из двух мест называют штук по 50, еще по сотне остальных. Впрочем, стоянки на Мойке и Ждановке - самые большие, но не единственные, и коллективы, если можно так выразиться, там разные. Участники бизнеса считают, будто с учетом предложений в интернете маломерных судов в туристическом Петербурге штук 800.
Постоишь у Марсова поля или у "Петровского" - глаза разбегаются: одни отчаливают, другие причаливают, а еще больше проплывают мимо.
Набережная Мойки у Марсова поля
Ждановка у "Петровского"
Но это, так сказать, вид издалека. Спустимся к береговой кромке и посмотрим на симпатичные кораблики поближе, так, чтобы видны были бортовые номера. Они двух видов - с буквами и без. Те, что с буквами, выдала ГИМС, остальные - Морской или Речной регистрам. На Мойке и Ждановке номеров без букв почти нет - один, два максимум. Если приглядеться к проплывающим мимо - тоже. Но номера на бортах катеров и яхт, катающих туристов, должны быть только с циферками.
Мойка у Марсова поля
Ждановка у "Петровского"
Странно, но петербургский глянец - катера и яхты в самых туристических местах - это нелегалы. Участники официального морского бизнеса называют их с оттенком морской романтики - пиратами. У них не может быть лицензий на перевозку туристов - тем, у кого номера с буквами, их не дают.
Средняя стоимость поездки 10 000 рублей в час, считается, что один катер делает в сутки не больше 5-ти рейсов в среднем по 2 часа каждый, и в каждую навигацию этот вид отдыха востребован примерно 100 дней. Получаем 8 млрд рублей, которые оставят владельцам примерно 800-т катеров и моторных яхт петербургские туристы за одну навигацию. Но не бывает такого, чтобы каждое судно каждый день работало с полной зарубкой - эксперты рекомендуют поделить результат на два, что, по их мнению, приблизит нас к реальности.
Около 4 млрд рублей в навигацию зарабатывают владельцы маломерных судов на петербургских туристах.
По оценкам участников рынка, примерно половина его пиратская.
- Получение официального разрешения на перевозку пассажиров - дополнительная нагрузка, но, кто хочет, справляется. Большинство не хочет - владельцы маломерных судов, как правило, не относятся к перевозке туристов как к стабильному бизнесу. Нет компаний с судами в собственности или хотя бы в лизинге, с договорами аренды спусков на набережных, с лицензиями на водопользование. Тут все наоборот - сегодня дали спуск, завтра не дали - и так далее. Нет смысла вкладываться. Большинство живет одной навигацией, им проще заплатить формальный или неформальный штраф, чем заморачиваться с официальным оформлением своей деятельности. К тому же их всячески выдавливают крупные круизные компании - в том числе, неформальными методами, - говорит председатель совета Ассоциации владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга Александр Камелин.
Для туристов такое положение дел - мина замедленного действия. По словам адвоката адвокатского бюро "Юсланд" Анастасии Кузьминой, пассажиру важно, чтобы у легального перевозчика были договор обязательного страхования гражданской ответственности за возможное причинение вреда жизни, здоровью, имуществу и билет, которым подтверждается сам факт наличия возмездных отношений между ними.
- Когда ни того, ни другого нет, пассажиру в случае любого ЧП придется предъявлять претензии не страховой компании, а собственно перевозчику. И нужно будет доказать сам факт предоставления возмездных услуг – если не получится, Закон "О защите прав потребителей" не действует. Если же выяснится, что перевозчик вообще не зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, даже доказывать ничего не надо – закон тут не при чём. Проще говоря, когда вас катает нелегал, в случае любой неприятности - предъявить претензии будет крайне сложно, - говорит адвокат.
Выдающий лицензии на коммерческие перевозки пассажиров Ространснадзор, равно, как и ГИМС МЧС использование зарегистрированных у неё катеров и яхт в коммерческих целях не контролирует. Об этом решительно заявили автору статьи в обоих ведомствах. Этим занимается транспортная полиция, в пресс-службе которой сообщили статистику: 5 материалов за 2022 год и 2 за 2021-й - но тогда была пандемия. Нолики в этой статистике не забыты - их нет.
Попавшихся ждет наказание по части 1 статьи 14.1.2 Административного кодекса - 50 тыс рублей штрафа для физлиц, 100 тыс для ИП и 400 тыс для юрлиц.
ООО "Энишипс" - оператор, который по принципу Booking распределяет заказы на туристические поездки по рекам и каналам Петербурга на катерах и моторных яхтах. На данный момент у компании более трёх тысяч клиентов, и порядка сотни партнёров. По словам генерального директора Георгия Кожуховского, количество заказов на прогулки на маломерных судах по сравнению с прошлой навигацией упало раза в три, хотя летом 2021 года были пандемийные ограничения.
- В прошлом июне, например, мы приняли около 1200 заказов, в этом и 300-т нет, - говорит бизнесмен.
Он связывает отрицательную динамику с уменьшением количества мероприятий, на которые приезжали деловые туристы, почти полным отсутствием иностранцев и открытием границ, куда уехали отдыхать многие состоятельные люди.
Другие участники легального рынка водных круизов уверены: никакого падения спроса нет, а статистика Георгия Кожуховского показывает, что владельцы маломерных судов уходят в тень. Но желающих подписаться под этим комментарием не нашлось - для легального бизнеса пираты с катерами и яхтами злейшие враги, они оттягивают клиентов.
Георгий Кожуховский готов отстаивать их интересы:
- На мой взгляд, проблема в отсутствии отдельных правил транспортной безопасности для маломерных судов - их приравнивают к обычным, что не соответствуют техническим особенностям. К нам пытаются применить требования как для Самолета, и получается полная ерунда. Процедура регистрации маломерного судна в регистре и получения лицензии на перевозку пассажиров в Ространснадзоре получается гораздо более сложной чем в такси, хотя нам бы хотелось, чтобы она была такой же. Требования настолько жесткие, что многие просто не могут их осилить, - говорит глава "Энишипса".
В качестве примеров Георгий Кожуковский приводит требования о необходимом для получения лицензии наличия в штате врача, судового механика, судоводителя со стажем управления маломерными судами не менее 10 лет. Кроме того, "маломерки" должны соответствовать требованиям транспортной безопасности - в частности, перед посадкой на борт необходимо проверять пассажиров на наличие оружия и взрывоопасных веществ с помощью рамок-металлоискателей.
- Вы можете себе представить катер с такой рамкой? - восклицает эксперт.
По его словам, для получения лицензии на перевозку пассажиров необходимо встать на учет в Морском или Речном регистре. Гораздо проще встать под Морской регистр - но тогда нельзя ходить по внутренним водным путям - по рекам и каналам применительно к Петербургу. Если идешь в Речной регистр - нельзя ходить, скажем, в Финский залив. "Это тоже самое, если бы таксистам сказали: можете ездить до КАД, а дальше, в аэропорт, нельзя - нужна другая лицензия, но выбрать можно либо ту, либо ту…", - говорит глава "Энишипса".
Лев Годованник для 47news