Власти Ленобласти задумались, не начать ли воспитывать культуру потребления иван-чая со школ. Свободный напиток растёт в Копорье, и он знает толк в сопротивлении. Осталось начать.

Без напряжённости, обычной для подобного рода ситуаций, восприняли в Ленинградской области слова Владимира Путина о появлении в стране нового бренда – иван-чая. Накануне президент, общаясь с вологодским предпринимателем, пообещал в ответ на его просьбу признать иван-чай сельскохозяйственным продуктом.

"Шутки шутками, действительно, а это наверняка полезнее, чем какая-нибудь кока-кола. Там одна химия… Я вам обещаю — прямо сегодня же с соответствующей резолюцией этот документ, а я считаю, что это документ, это важное дело на самом деле, будет направлен министру сельского хозяйства Патрушеву",— сказал президент.

Ленобласть имеет к этому диалогу непосредственное отношение, ведь синоним: иван-чай – копорский чай. Это чайный напиток, использовавшийся в Российской империи в качестве суррогата дорогостоящему китайскому чаю. Название произошло от древнего русского села Копорье, что нынче расположено в Ломоносовском районе, и в окрестностях которого распространено было его производство. Дошло до того, что в XIX веке его запретили, чтобы торговцы не подменивали копорским чаем считавшийся на тот момент настоящим дорогой китайский чай. Сегодня иван-чай воспринимается, скорее, как один из сортов чая, и в сети можно найти много упоминаний о его пользе.

Губернатор Александр Дрозденко на вопрос 47news, как теперь пойдёт развития иван-чая, заметил, что с этим в регионе и так всё прекрасно. Кстати, для продвижения этого продукта глава Ленобласти сделал больше, чем все остальные. Всегда, когда мог, упоминал, что пьёт этот чай. Правда, разнятся версии о том, из какого района он ему больше нравится – то ли из Ломоносовского, то ли из Кингисеппского, то ли из Лужского.

Сельскохозяйственный вице-губернатор Олег Малащенко, занимающий пост председателя комитета по АПК, рассказал 47news, что за всё время только один человек приходил за грантом для выращивания иван-чая. Признание его сельскохозяйственным продуктом даст возможность включения производства в различные программы.

- Сегодня иван-чай не значится культурным (выращиваемые человеком – ред.) растением, и, грубо говоря, если у тебя на участке его обнаружат, могут признать использование земли не по назначению. Я бы сразу посмотрел в другую степь – в развитие культуры общественного потребления. У нас ни в общественном питании, ни для детишек в школе иван-чай не предлагают, а с этого неплохо бы начинать. Сам иногда его пью, насчёт лекарственных свойств слышу впервые, - прокомментировал он.

Глава администрации Копорского поселения Ломоносовского района Дмитрий Кучинский оказался как раз тем, на кого можно надеяться отчизне. Оказалось, он сам - с 2010 года, а теперь - его семья, занимаются сбором и изготовлением чая. Естественно, копорского и в Копорье.

- Вообще-то мы и так довольны, а теперь и эта популярность на голову упала. Я как предприниматель и маркетолог в недавнем прошлом скажу, что копорский чай рекламировать не надо. Он известен на уровне региона, его заказывают в правительственные столовые, его знают на уровне руководства родины, - патриотично заявил он.

В год, как он выразился, его семейная артель, готовит в сухом виде 3 тонны копорского чая. Это единственный пример так сказать промышленного производства в Копорском поселении.

- Некоторые вот в других районах сено сушат и представляют его за чай. Мы категорически против подделок, вкус должен быть таким, каким он был всегда. Вот в прошлом году чай не ферментировался - то ли не набрал вкуса, то ли лето было слишком сухим, то ли ещё что. Ну не пахнет он, куда мы его денем? – рассказал он.

Сам по себе иван-чай как дикорастущее растение не считается уникальным для определённой местности, растёт в различных регионах России, в полях, на склонах, да и практически везде. Но Кучинский уверен, что на самом деле единственный верный чай растёт в Копорье.

- Собирались как-то с коллегами из других субъектов. Заваривали и так, и сяк. Все сошлись во мнении, что остальные чаи хоть и вкусные, но самый настоящий всё же наш. Сказали: у нас, конечно, "молоко", а "сливки" - у вас. Вкус более насыщенный, более плотный аромат. Как это объяснить? Ну, вот так вот! Природа здесь особенная или другие факторы, - говорит он.

Насчёт поддержки от государства высказывается аккуратно – "лишь бы не мешали". Но в принципе, согласен с тем, что культивирование производства иван-чая позволит получать субсидии сельхозпроизводителям.

- Так как насчёт кока-колы, есть перспектива заменить её?

- На 100%.