В столице Ирана встречаются трое великих, но упаси вас от исторических аналогий. Да и про общего врага - Америку - Путин ничего не говорил. Ершистый востоковед Сатановский рассказал 47news.
Владимир Путин 19 июля приземлится в Тегеране, где впервые за три года встретится с коллегами из Ирана и Турции. Ассоциативный ряд "встреча трёх", "конференция", "Тегеран" уносит в 1943 год, когда Сталин, Рузвельт и Черчиль обсуждали стратегию борьбы против общего врага. 47news помянул то прошлое и наше настоящее в разговоре с президентом научного центра "Институт Ближнего Востока" Евгением Сатановским. Востоковед, известный своим ершистым характером, заявил, что подобные переклички не уместны.
- Евгений Янович, ведь "Тегеран-43"? Трое великих, встречаются...
- Смотрел я это кино. Старое, хорошее. И по поводу конференции той могу много рассказать. Много чего слышал от людей, которые Сталина охраняли. Но я больше четверти века лекции студентам читаю, в том числе и про Иран. Поэтому, когда произносят "Тегеран", у меня ассоциаций возникает очень много. А эта параллель примитивная. Это, как сказать: "Маша". А первая реакция: "И медведь". Ничего близкого к тому, что было тогда, нынешняя ситуация не имеет. Не надо радоваться подобным художественным сравнениям.
- Хорошо, но вы-то как читающий лекции, в том числе и про Иран, наверняка что-то ждёте от встречи?
- А ничего не жду. Встреча — это будущее, а я прогнозов не даю, ожиданиями не причисляюсь. К гадалкам не хожу, предсказаний не читаю. Я за конкретику. А в команду президента, готовящую эту конкретную конференцию, я не входил. Что Владимир Владимирович собирается обсуждать с Эрдоганом, Раиси, Хаменеи — мне неизвестно. А если бы было известно, то про повестку я бы и слова не сказал. Считаю, что тех, кто выбалтывает государственные секреты, надо вешать на фонарях. Другой вопрос, за ноги или за шею. Я на ЦРУ и на Ми-6 не работаю.
- Анонсов мало, но вот говорят, что с Эрдоганом будет вывоз украинского зерна обсуждать, с иранцем — ядерные сделки.
- Не доверяю анонсам и внимание на них не обращаю. Они вредны для сути дела. Я за Российскую Федерацию переживаю, чтобы она на карте оставалась.
- Ну новость-то какая-то из Тегерана вас может поразить?
- Меня ничего не поражает. Меня даже новость о роспуске Советского Союза не поразила. Я за пять лет до этого события говорил, что если так продолжать управлять страной, то её не будет. К сожалению, оказался прав. Я не восторженный человек. Ни Ксения Собчак, ни Дудь* (признан в РФ иноагентом), ни Настя Ивлеева. Встреча может быть любопытной, но нужна конкретика.
- Вот Путин из Тегерана уедет с ядерным контрактом — это конкретика?
- Конкретика — это, например, войну объявили, выиграли, проиграли. Когда наша ракета в 7 октября 2015 года с Каспия ударила по боевикам ИГИЛ** (террористическая организация, запрещенная в РФ) — это была конкретика. Когда я смогу прогуляться по приморскому бульвару в Одессе или по любимому мной Львову — это конкретика. А контракт — это листок бумаги.
- Вот этих троих, что соберутся в Тегеране, объединяет общий враг — Америка или нет? Куда уже конкретнее?
- А разве Америка наш враг? Вы хоть раз от Путина подобное слышали, чтобы он Америку врагом назвал? А разве для Эрдогана Штаты враг? Турция — член НАТО, то есть в одном клубе, военном минимум, с Америкой. Вот для Ирана Америка безусловный враг, но произошло это лишь потому, что Америка себя им назначила. Но есть противостояния с США. У нас — по Украине и по санкциям. А Эрдогана Байден вообще обещал свергнуть в 2023 году, правда выборным путём. Опять же американские санкции на Турции — за операцию на севере Сирии, за покупку у нас С-400, есть угроза воинских столкновений по курдам. У всех разного рода конфликты с Америкой. Она сама себе враг и никому не друг. Найдите мне друга Америки? Германия? Её Штаты разоряют. Британия? Сейчас там катастрофа в политике и экономике из-за санкций, что на нас наложили. Япония? Оккупированная Америкой страна.
- Вот Украина говорит, что Америка — её друг. В Киеве улицы называют в честь американцев...
- А Америка Украину другом не считает. Это как считать другом муравья, который волей случая зацепился за ваш ботинок. Америка для украинского руководства — источник финансового благополучия. А улицы здесь ни при чём. У французов и англичан есть улицы, названные в память о сражениях под Балаклавой и Севастополем. Они в Крымскую войну десятки тысяч положили, но улицы в память назвали. Всякое бывает. А дружба — это совершенно другое понятие. Вот у Вини-Пуха с Пяточком была дружба, у Санчо Пансы с Дон Кихотом, у Петра с Меншиковым.
- Так что-то вообще президентов России, Турции и Ирана может объединять?
- Астанинский процесс (переговоры о прекращении боевых действий между противоборствующими сторонами в Сирии — прим. 47news) как минимум. И это три империи, которым нужен баланс интересов. Вот Сирия, там интересы есть и у России, и у Турции, и у Ирана. Закавказье — азербайджано-армянский угол. То же самое. Вот и вопрос — как трём странам порешать свои интересные темы без прямого политического столкновения. Это и есть главный предмет встречи в Тегеране. Вот что интересно, как люди с принципиально разными интересами усаживаются за один стол.
беседовал Александр Калинин,
47news
* внесен в список иностранных агентов
** террористическая организация, запрещенная в России