Лидер шинного рынка России из Ленобласти не повезёт колёса в Европу и попрощается с 300 работниками. Финских шин в стране осталось на год.
Финский шинный концерн Nokian Tyres прощается с Россией по-пушкински: "Нет, весь я не умру, но часть меня большая...". Завод во Всеволожске — крупнейший актив компании — может продолжить свою работу, но автономно, без связей с материнской компанией в Суоми. Штамповать резину в России под финским администрированием и отправлять готовую продукцию в Европу не позволяют санкции. Рядом же есть ходовое слово "оптимизация". Она коснётся 320 человек со всеволожского завода.
Шины Nokian Tyres — известнейшая обувь для авто, передвигающихся как по нашим, так и по зарубежным дорогам. Вместе с ПАО "Нижнекамскшина" и ярославским Cordiant всеволожские финны формируют большую тройку отечественных производителей. Эти предприятия занимают под 50% отечественного рынка. При этом 2021 год для Nokian Tyres стал рекордным в России. Продажи их шин в штуках выросли: как дистрибьюторам — на 61%, так и потребителям — в летнем сегменте на 64%, а в зимнем — на 5%.
Производственные мощности завода Nokian Tyres во Всеволожске составляют примерно 16 млн шин в год. При этом на экспорт уходит примерно 60%. С 10 июля в связи с пятым пакетом санкций Евросоюза Nokian Tyres не сможет экспортировать продукцию своего российского завода.
О том, что компания заканчивает свою российскую историю стало известно 28 июня, когда главный офис сообщил об итогах собрания совета директоров. Большое руководство констатировало, что во втором квартале 2022 года российские активы компании обесценились на 300 млн евро. Рядом слова об 1600 опытных сотрудниках, с которыми холдинг сроднился, а также анонс решения о контролируемом, но незамедлительном уходе с российского рынка в связи с местным законодательством. На это сообщение администрация Ленинградской области ответила информацией о получении уведомления об увольнении в июле 300 сотрудников по соглашению сторон.
Однако уже на следующий день российское подразделение Nokian Tyres сообщило о варианте возможного продолжения работы завода во Всеволожске в автономном режиме, то есть без участия финской стороны. Соответствующее предложение уже направлено в совет директоров концерна. Планируется, что переговоры с материнской компанией продолжатся в течение третьего квартала 2022 года.
Собеседники 47news на всеволожском предприятии пока затрудняются прогнозировать, сколько времени займут переговоры и как именно завод будет получать статус автономии. Однако во Всеволожске уверяют, что отечественный автомобилист без их шин не останется.
"На складах у нас стандартный годовой объём. То, что шины есть, может подтвердить любой дистрибьютор", — рассказал 47news собеседник во Всеволожске.
Официальные дилеры Nokian Tyres о прощании с финскими шинами говорят неохотно. То ли действительно ещё не определились со стратегией жизни без Nokian, то ли боятся сказать лишнего. "Менеджеры по продажам новость знают, до рядовых сотрудников донесут. Телефоны с вопросом — "Что теперь делать?" — никто не обрывает", — сообщил представитель сети автосервисных центров "Шинсервис".
"Понятно, что будет распродажа остатков, так что какое-то время будем жить, а дальше — что-нибудь придумаем. Завод жалко, он по-настоящему финский был", — заявили в "Дисках и шинах". В сети "Север Авто" были готовы отвечать только за себя: "Можем сказать лишь то, что работаем штатно, ажиотажа нет".
По данным оператора системы маркировки "Честный знак", предназначенной для контроля прохождения товаров от производителя к потребителю, на момент сообщения Nokian Tyres на российских складах находится 77 миллионов шин и покрышек: зимней шипованной и не шипованной — 30 миллионов, летней — 24 млн, всесезонных — 8,5 млн, а прочих — 14 млн. В среднем на российских дорогах "стирают" четыре миллиона этих изделий. Таким образом запасов резины пока хватает на 22 месяца.
В разговорах с 47news представители рабочего персонал всеволожского предприятия отмечают, что пока работают в нормальном графике — два через два. Были предложения об увольнении за шесть окладов, но на данном этапе увольнять будут определённое количество человек. От начальства же никакой информации о закрытии завода не поступало.
Что касается социальной составляющей, то свои отношения с заводом Nokian Tyres в администрации Всеволожского района характеризуют как нормальные. Так, её глава Андрей Низовский вспомнил, что за счёт средств предприятия ко дню Ленобласти в городе появилась детская площадка. В остальном резидент отвечал району любовью в виде подоходного налога.
В России финский концерн Nokian Tyres представлен двумя всеволожскими юридическими лицами: ООО "Нокиан Тайерс" и ООО "Нокиан Шина". Обе — дочки Nokian Renkaat Oy. Согласно данным "СПАРК Интерфакс", по итогам 2021 года выручка ООО "Нокиан Тайерс" составила 37,6 млрд рублей при чистой прибыли в 1,5 млрд рублей. Обороты ООО "Нокиан Шина" составили 56,9 млрд рублей при чистой прибыли 10,6 млрд рублей. Кроме этого Nokian Tyres в России — это ещё и сеть шинных центров Vianor. В начале лета были зарегистрированны сразу несколько доменных имён, напоминающих это название.
Решение финнов об уходе с российского рынка стало частью большого исхода иностранных шинников. До Nokian Tyres инвестиции в свои шинные заводы в Кирове и Воронеже приостановил итальянский концерн Pirelli. Японский Bridgestone притормозил производственную деятельность предприятия в Ульяновске. Такое же решение принял ещё один шинник из Японии — работающая в Липецке Yokohama. Французская Michelin готова передать свой бизнес в подмосковном Давыдово местному руководству. В Continental ситуацию на своем заводе в Калуге дипломатично характеризуют как "плановая остановка".